Художники выступили в защиту Александра Морфова и Василия Васильева

Художники выступили в защиту Александра Морфова и Василия Васильева

Скандал в Национальном театре, связанный с заочным столкновением главного режиссера Александра Морфова и руководителя отдела «Связи с общественностью» Велиславы Крастевой — бывшего многолетнего пиарщика МРФ, который вчера министр культуры Велеслав Минеков еще больше раздул своим комментарием о зарплатах актеров нашей первой труппы, продолжает вызывать волнения среди представителей профессии, пишет «Сега».

Одной из первых отреагировала актриса Александра Васильева, одна из ведущих фигур в актерском составе. «Главное, с чем сталкиваются мои коллеги в Национальном театре, актеры, — это как психологически и физически выдержать следующий день с репетициями и выступлениями с 10 утра до 11 вечера. И я видел, как они падали в обморок от истощения. Двадцать лет (для меня) и больше для других коллег прошли на грани выживания. Пришел директор и поднял зарплату, да (может, это звучит глупо, но тогда моя мама разрыдалась и спросила — кто этот парень? И почему они держали тебя в этих страданиях до сих пор?). В «Народном» нет зарплат в 5 тысяч. Есть просто адекватные», — написала она в Facebook. Александра Васильева говорит, что ей противна политика, и она хочет заниматься только своей работой. И «если это возможно, этот новый режиссер, молодой и перспективный, давайте не будем превращать его в еще одного подонка в этой стране».

Режиссер Бойко Богданов, который был главным конкурентом Василия Васильева в конкурсе на пост директора Национального театра, в свойственном ему эмоциональном стиле разразился: «Где вы, бре, коллеги-режиссеры? Выбрали ли вы профессию нравственных и эстетических столпов и вестников духовного роста нации?…? Где ваша торжественная реакция на этот инцидент…? Где ваше болгарское, профессиональное и гражданское достоинство, выраженное в защиту мнения?…? Что вы позволяете этой женщине делать в нашем Национальном институте культуры? Этот …Доган…гепи часть нашего моря и пляжей…Халяль ему! А вот пощупать национального стокера — не многовато ли, а? Давай! Позор», — негодует Богданов.

И он продолжает: «Я спрашиваю вас всех, братья по преданности, где ваше публичное заявление, когда Сальери в тысячный раз в истории высмеивает Моцарта. Хулиганство Сашо в данном случае является лишь своего рода лакмусовой бумажкой той отвратительной ситуации, в которой мы оказались коллективными усилиями — и я считаю, что нам необходимо придать огласке суть этого уродливого явления…».

В одном из предыдущих сообщений он назвал инцидент в «Народном» «свинством, попустительством и отвращением к настоящим художникам». И призывает поддержать Сашо Морфова.

Великий режиссер Николай Поляков, о котором упоминает Богданов, отвечает: «Вот он я, Бойко, на том же месте, никуда не переехал. Но я не понимаю экзальтации по поводу инцидента в «Народном». Потому что: директор Васильев сильно связан с БСП, и он никогда этого не скрывал. Ни в качестве директора в Ловече и Плевне, ни в качестве заместителя министра. И есть ли кто-нибудь, кто не слышал об общих интересах и взаимных обязательствах БСП и МРФ после свержения Стефана Савова с поста председателя Национального собрания и правительства Филипа Димитрова?», — пишет он. Поляков также указывает, что два очень симпатичных ему режиссера, Сашо (Морфов) и Явор (Гардев), прямо или косвенно своими талантливыми постановками в Плевене «подпирали метеоритную карьеру В.В. до кабинета Ивана Вазова». Я действительно не понимаю, почему кто-то сейчас неприятно удивлен и делает героические жесты».

«Держите политику подальше от культурных институтов! Культура должна быть деполитизированным сектором», — прокомментировала свое заявление Жанна Караиванова — некогда актриса академической труппы, затем многолетняя эмигрантка в США, а до недавнего времени — директор Национального киноцентра.

Вчера на пресс-конференции министр культуры Велеслав Минеков выступил в защиту Александра Морфова, заявив, что тот настоял на своем присутствии в Национальном театре, где политическим активистам не место, и будет просить заменить его, а «молчание» своих коллег по делу объяснил тем, что они сохраняют свои недавно розданные большие зарплаты. «Я узнал о беспрецедентном росте зарплат артистов ансамбля — некоторые получают зарплату в 5 000 левов, которую не получают директора дирекций в Министерстве культуры», — сказал он. Мы же, как зрители, удивляемся, почему, поскольку повышение зарплаты актерам было краеугольным камнем в концепциях всех претендентов на пост директора Народного театра и необходимость достойной оплаты их труда давно обсуждается в обществе, об этом теперь плохо отзываются в адрес министра. Стоит также спросить, как директора дирекций в МК, которые не знают, что делают, более достойны, чем те, кто каждый вечер отдает себя в руки публики, так проф. Минеков сравнивает и противопоставляет их…

Вчера вечером заявление Захария Карабашлиева об уходе из Национального театра, где он недавно был назначен главным драматургом, быстро собрало более 2500 лайков и около 200 комментариев, большинство из которых поддерживают мнение, что уйти должен кто-то другой, а не он. «Во время разразившегося скандала мое имя не раз упоминалось в контексте того, что политическая фигура в руководстве партии может быть «уравновешена» другой такой же фигурой. Я никак не могу согласиться с этим… Принимая приглашение стать частью Национального театра всего несколько месяцев назад, я считал, что у него были только творческие и профессиональные мотивы, а не идеологические… У меня нет партийной линии… Я политически непривязан и не хотел бы быть вовлеченным в конфликт, который отравляет творческую атмосферу внутри и подрывает престиж Национального театра «Иван Вазов» снаружи», — был непреклонен автор «18% серого».

У Велиславы Крастевой также есть поклонники в социальной сети. Но никто из них не принадлежит к миру искусства — речь идет в основном о ловких журналистских фигурах вроде Явора Дачкова.