«Мои учителя по политическому театру учили меня работать с реальностью, а если не получается, то изображать ее. Сейчас театр фактически становится медиумом, медиумом войны». Так сказала Саша Денисова, автор пьесы «Гаага», после премьеры спектакля в Национальном театре имени Ивана Вазова.
По ее словам, если люди уже устали от новостей, то театр может, как червяк в яблоке, добраться до сути ситуации и продолжать работать. На обсуждении, вместе с режиссером спектакля Галином Стоевым, Денисова отметила, что очень важно, что этот спектакль происходит «прямо сейчас, прямо в Болгарии, прямо на этой сцене». Искусство не может ждать окончания событий, смотреть на их результаты, а потом отражать боль, добавила украинский автор.
Саша Денисова оценила спектакль, поставленный режиссером Галином Стоевым, как «потрясающий». «Я сама написала текст и плакала на спектакле», — сказала она.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div-gpt-ad-1686038567287-0’); });
«Гаага» — это фантазия, рожденная в голове девочки, которая играет в руинах привычного быта, разрушенного войной. В ней переплетаются элементы политической и идеологической реальности, фрагменты документальных военных историй и семейных трагедий.
Денисова рассказала зрителям Национального театра, что персонаж девочки появился в спектакле позже, так как идея родилась во время творческой лаборатории с детьми, пострадавшими от войны. Это собирательный образ детей Украины, сказала она.
«У меня была чрезвычайно сильная реакция 24 февраля 2022 года, когда Путин вторгся на Украину. И она была настолько непримиримой, что я сам испугался этой реакции и решил, что могу сойти с ума, если буду продолжать в том же духе. С тех пор, уже более полутора лет, я слежу за всевозможными каналами на YouTube и в Telegram и фактически начал изучать, как украинская и российская стороны строят нарратив происходящего», — рассказал Галин Стоев.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div-gpt-ad-1686038696038-0’); });
Он отметил, что события на Украине отражают его личную биографию, поскольку он вырос при позднем социализме. «Еще одна вещь, которая меня сильно потрясла, — это выборка, показывающая процент болгарских граждан, настроенных пропутински», — сказал режиссер.
По его словам, в тексте «Гааги» очень грамотно удается препарировать и деконструировать все штампы русской культуры, на которых привита и выросла часть болгарского общества, и перед которыми оно теряет критическое мышление.
Модератором дискуссии выступила главный драматург Национального театра и драматург пьесы «Гаага» — Мира Тодорова.