Врач, который попросил тигров убить ее«>
Името Мейбъл Старк е култ в цирковите среди. В онези дни, когато жените на арената са били предимно асистентки на магьосници, акробати и ездачи, тя смело влиза в клетката на тигрите пред очите на удивената публика. Тя е сред първите, на които им хрумва идеята да ги дресира с любов, а не с жестокост. Ето нейната история, разказана от Lenta.ru.
«>
Сегодня цирковые представления не так популярны, как сто лет назад. Однако в начале XX века это было похоже на YouTube или TikTok, куда люди приходили, чтобы увидеть то, чего никогда не увидели бы в обычной жизни. Для зрителей цирковые артисты были супергероями. В свою очередь, они отвечали ожиданиям публики яркими псевдонимами и необычными биографиями.
Имя легендарной укротительницы тигров Мейбл Старк сегодня почти забыто даже на ее родине в США, хотя она была пионером в своей области. Восстановить биографию этой мужественной женщины не так—то просто из—за старых цирковых традиций, которые требуют от артиста сохранения ауры таинственности.
Мейбл родилась 10 декабря 1899 года в США под именем Мэри Энн Хейни. Штаты Теннесси и Кентукки борются за право называть себя родиной первой в мире укротительницы тигров. Будущая звезда цирка родилась в большой фермерской семье и осиротела в возрасте 17 лет. Семейный врач помог ей устроиться на работу после прохождения курсов медсестер в одной из больниц Луисвилля. Там Мэйбл с удовольствием проводила время в зоопарке. Пока ее друзья выполняли поручения, она спешила к клеткам с дикими кошками.
После окончания курсов медсестер Старк отправился в Калифорнию. Там он познакомился с Элом Сэднессом, управляющим цирка Барнса, который был весьма популярен. Рассказав ему, что она любит животных и мечтает стать дрессировщицей, Сэднес предлагает ей работу в цирке.
Първоначално Старк е ездач. Но по-късно спасява осиротяло тигърче, което нейните колеги смятали за изчезнало.
«>
Он называет его Раджа. Он стал ее первым художником.
По другой версии, Старку пришлось жениться на цирковом дрессировщике Луисе Роте, чтобы получить доступ к работе с тиграми.
Неизвестно, правда ли это, но Рот действительно был первым из пяти ее мужей.
И Старк, независимо от того, каким путем достигает своей экзотической мечты, становится звездой. Сегодня ее называют иконой феминизма, и совершенно справедливо: профессия считается исключительно мужской, а Старк действительно выделяется среди других цирковых артистов. «Они говорили, что у женщины недостаточно мозгов для такой работы, и это заставило меня захотеть сделать именно это«, — говорит Мэйбл Старк.
Но является ли она первой укротительницей тигров? История знает по крайней мере одного известного предшественника Мейбл. Долорес Валесита из Миссисипи начала работать с большими кошками за пять лет до Старка. Правда, она работала в основном с пумами, леопардами и львами, поэтому вполне возможно, что Мейбл действительно была чемпионкой по дрессировке тигров. В этой опасной профессии Старк действительно является новатором. Она первая начала работать с дикими кошками с любовью, а не с насилием. Она поощряет тигров лакомствами за правильно выполненные трюки и никогда не заставляет их делать то, что им явно не нравится. На самом деле Мейбл играет со своими кошками, подстраиваясь под их естественное поведение. Сегодня лучшие дрессировщики работают с животными только таким образом.
Однако, несмотря на свою привязанность, отважная женщина не смогла избежать травм. Даже сегодня, когда о дрессировке диких животных написаны тома исследований, а профессия психолога животных перестала быть экзотической, артисты часто получают тяжелые раны. А что уж говорить о цирке столетней давности!
Ее предшественница, Долорес Валесита, умерла в 1925 году после
один из хвостатых исполнителей «случайно прокусил ей горло«
по данным газет. Старку приходится выдержать более десятка нападений диких кошек на арене и за кулисами.
Первый случай, который едва не стоил Мейбл жизни, произошел в 1928 году на представлении в Бангоре, штат Мэн. Укротительница поскользнулась при выходе на арену, упала, и один из семи тигров прыгнул в ее сторону. Старк удается покинуть клетку. Но когда она возвращается, два тигра нападают на нее и, поиграв с ней, начинают разрывать ее по—настоящему. Вмешиваются другие дрессировщики, и Старк срочно отправляют в больницу, где ей накладывают почти 400 швов. Она серьезно ранена, ее любимые артисты почти сняли с нее скальп.
Не существует такого понятия, как одомашненное дикое животное. Особенно это касается кошек. Они быстры как молния и могут напасть в любой момент.
Какой—нибудь цирковой артист после такого инцидента решил бы работать тише, но Старк не остановилась. Пять лет спустя она вышла на арену в Фениксе в компании 18 суматранских тигров и устроила шоу, которое произвело настоящий фурор. В конце шоу один из тигров бросается на Мейбл и хватает ее за плечо. Женщине удается усмирить разъяренного зверя, и, хотя ее рука болтается, она заканчивает выступление под аплодисменты зрителей.
Слава Старка ошеломляет. В 1937 году Мэйбл объявила, что навсегда покидает цирк. Знаменитая укротительница наслаждалась почетной отставкой всего около года. В 1938 году Старк снова вышла на арену со львами и тиграми, и зрители наблюдали, как более двадцати больших кошек прыгают с пьедестала на пьедестал и пролетают через пылающие обручи по команде отважной женщины. «Их можно заставить повиноваться, но их нельзя подчинить. Разве что любовью.
Тигрите са като хората — няма двама еднакви
«>
У каждого человека свой характер. Дрессировщик должен изучить и понять их«, — говорит Мейбл Старк.
Вторая мировая война снова прервала ее карьеру. Старк поняла, что ее талант в дрессировке львов и тигров вряд ли поможет на фронте, и пошла работать на завод Lockheed Aircraft.
После войны Старк вернулся к своим любимым кошкам. В 1950 году произошел последний опасный инцидент: тигрица Паша, с которой Мейбл работала четыре года, сильно поранила ей руку. Две недели спустя укротительница оказывается на благотворительном вечере в цирке и, произнеся короткую речь, пробирается сквозь толпу к клетке напавшей на нее тигрицы. На глазах у ошеломленной публики она погладила ее по носу и поцеловала в лицо.
Старк никогда не винила свою команду в своих травмах. Она говорит, что ошибка была ее. Например, Паша напал на нее, когда она пыталась забрать одного из своих детенышей.
К 1960—м годам Старк стала живой легендой. Она почти не выходила на арену, а только помогала своим молодым коллегам за кулисами. Чаще всего она появлялась на телеэкране — ее приглашали на различные шоу, где она рассказывала об особенностях своего опасного ремесла.
«Как и все мы, они ждут похвалы. Доброе слово стоит дюжины ударов палкой. Дрессировщики, которые пытаются заставить животных подчиняться, рано или поздно попадут в беду«, — говорит Мейбл Старк.
С 1938 года она живет в городе Старк, Тысяча Дубов в Калифорнии, работает с животными в цирке Jungleland и является крупной местной знаменитостью.
Однако в 1968 году Jungleland был продан новому владельцу, который решил вести бизнес по—новому. Неизвестно, какой конфликт возник у Мейбл с администрацией, но ей сразу же показали на дверь. А потом случилось то, чего Мэйбл не смогла пережить.
В апреле 1968 года из цирка сбежал тигр, с которым она работала несколько лет. Животное было застрелено полицией. 78—летняя Старк наблюдала за всем этим по телевизору. Мейбл прекрасно знает, как вести себя с тигром, и верит, что убедит его вернуться без насилия. Но новое руководство цирка даже не предлагает ей этого. После глупого, жестокого и совершенно ненужного убийства хищника она впала в депрессию. 20 апреля легендарная Мейбл Старк покончила жизнь самоубийством.
Один из дрессировщиков, знавших ее, вспоминает, что незадолго до этого художница сказала: «Я хочу, чтобы мои животные убивали меня«.
Цирк Jungleland, проработавший более 30 лет, закрылся после инцидента с тигром. Как будто Мейбл Старк забирает с собой целую эпоху того мира, в который она влюбилась подростком и которому была предана до последнего вздоха.