«Пусть музыка рассеивает напряжение«: золотой век хип—хопа «>
За последние 50 лет хип—хоп укрепил свои позиции в США и на международном фронте как многомиллиардная музыкальная индустрия и как динамичное и развивающееся движение за перемены. И когда рэп вошел в общественное сознание в начале 1980—х годов, он произвел впечатление, что на самом деле речь шла не о пении, потому что, видимо... это уже никого не волновало, но было что—то в его экстравагантности, что делало его устойчивым.
Они хотели и искали устойчивый ритм и рифмы, которые отражали время. В 80—х и 90—х годах исполнителям нужно было говорить громко, чтобы быть услышанными на фоне стремительных изменений в обществе. Хип—хоп уже давно был признан как социальное явление и художественное начинание, а скрытые таланты поднимались в Голливуде, становясь чрезвычайно богатыми и влиятельными бизнесменами. Это также дало молодым женщинам возможность выразить себя немыслимыми до того момента способами — рассказать о жестокостях жизни, что нашло отклик во всем культурном ландшафте. Развитие жанра — это история музыки, которая формировала и комментировала свой прогресс даже в процессе создания. Существует множество вариаций и слишком много личностей, которые помогли сформировать ее, но одно можно сказать точно: она не спит.
РОЖДЕНИЕ ХИП—ХОПА
Его элементы собраны вместе в районе Бронкс в Нью—Йорке. Начало 1970—х годов было более суровым, чем обычно, для бедных районов американских городов. Из большого ничтожества — и большого воображения — сформировался хип—хоп.
ПЕРВАЯ ПАРТИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ ХАРК
Начало «вечеринки« в августе 1973 года приписывают диджею Кулу Херку. Он крутит одну и ту же пластинку на двух вертушках, переключаясь между ними и подчеркивая наиболее танцевальные части песни. Эта техника наполняет зал танцорами, которые потратили недели на оттачивание своих движений.
Херк родился в Кингстоне, Ямайка. Он вырос, слушая музыку рокстеди и соул, которая в то время витала в воздухе Кингстона, а также был свидетелем местных героев — MC Sir Lord Comic, Count Machuki, King Stitt, King Sporty и других.
Хотя Кулу Херку было всего семь лет, когда его родители переехали в Бронкс, он впитал достаточно ямайской музыкальной культуры, чтобы мыслить иначе, чем его североамериканские соседи. Кроме того, в Бронксе была своя, более скромная культура регги, поэтому он был в курсе развития ямайской музыки. Когда летом 1973 года он впервые стал диджеем на вечеринке, атмосфера уже отличалась от той, что была у других местных исполнителей. Он играл уличный фанк, но подчеркивал ритм, который затем постепенно переносился в ночные клубы.
ПЕРВЫЕ ХИП—ХОП ЗАПИСИ: ВСТУПАЮТ SUGARHILL GANG И GRANDMASTER FLASH
Вскоре Херк был достаточно уверен в себе, чтобы демонстрировать свои биты. Среди его поклонников были люди, которые впоследствии стали ключевыми фигурами: Grandmaster Flash и Afrika Bambaataa.
Очень скоро звукозаписывающие компании начинают ощущать возможности. Сильвия Робинсон из Sugar Hill Records создала группу The Sugarhill Gang, дебютный сингл которой «Rapper’s Delight« стал первым хитом жанра, вошедшим в Топ—40 США.
Другие лейблы, такие как Winley и Enjoy, также выпускали пластинки, включая дебют Grandmaster Flash & The Furious Five, которые перешли на Sugar Hill и в 1981 году выпустили сингл «The Adventures Of Grandmaster Flash On The Wheels Of Steel«, который тогда считался возмутительно дальновидным брейкбитом, семиминутный.
ЗОЛОТАЯ ЭРА ХИП—ХОПА: 80—Е ГОДЫ
Настоящий хип—хоп расцвел в 1980—х годах, в эпоху, известную как «золотой век« музыки. Каждый ребенок в любом городском районе был в восторге от этого жанра, который не обязательно требовал таланта певца. Другие дисциплины стали синонимами его жизни: граффити, битбоксинг и брейк—данс. Развивалась и уличная мода: от бейсболок до кроссовок и одежды с дизайнерскими принтами. И так, мало—помалу, хип—хоп взял верх, потому что он никогда не спит.
ОТ ЧЕГО—ТО НОВОГО И НЕИЗВЕСТНОГО ДО СЕРЬЕЗНОГО ВИДА ИСКУССТВА
Некоторое время жанр был наполнен курьезами. В середине 80—х появились серьезные таланты, которым удалось пробиться. Среди них были Eric B & Rakim. Их пластинки, такие как «Eric B Is President«, «I Know You Got Soul« и «Paid In Full«, становились все более успешными и интересными. Появилось также множество лейблов, включая Def Jam, Sleeping Bag, Tommy Boy, Profile, Warlock, Cold Chillin‘, Wild Pitch и Tuff City.
ВОСТОЧНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ ПРОТИВ ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ: 90—Е ГОДЫ
В каждом городе своя сцена.
В Лос—Анджелесе уже есть World Class Wreckin‘ Cru, которые представляют меланж из рэпа и R&B и достаточно популярны, чтобы выступать в Великобритании. Также известны DJ Yella и Dr. Dre, который позже образовал группу N.W.A вместе с Eazy—E и блестящим лириком Ice Cube. Тем временем на севере сэр Микс—А—Лот пытался пробудить интерес к Сиэтлу, и его ранним прорывом стал альбом 86—го года Square Dance.
ГАНГСТА—РЭП ЗАСТАВИЛ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ЭТО: N.W.A. И СИЛА УЛИЧНОГО ЗНАНИЯ
Ключевой фигурой в развитии стиля Западного побережья был Ice—T, продюсер, взявший свое имя от автора Iceberg Slim. После нескольких неудачных стартов Айс достиг прорывного успеха с синглом «6 In The Mornin‘«, в котором рассказывалось о жизни гангстеров в Лос—Анджелесе. У этого стиля был потенциал, и он продолжил его в песнях «Somebody Gotta Do It (Pimpin‘ Ain’t Easy)« и «I’m Your Pusher«.
Тем временем, подкрепленные острыми текстами Айс Кьюба и неискаженным знанием улиц Эйзи—И, N.W.A стали мегазвездами, а их дебютный альбом 1988 года Straight Outta Compton стал хитом во всем мире. Еще одной фигурой, продавшей большое количество пластинок, был Too $hort.
Кроме них, уважения заслуживали Тупак, Сайпресс Хилл и Кулио, чей «gangster heaven« был одним из самых слушаемых. Дре из N.W.A., с другой стороны, стал крупной фигурой, блестящим бизнесменом и великолепным искателем талантов, сыгравшим решающую роль в подъеме Эминема и Снуп Догга.
ВОСХОД «ВОСТОКА«: БИГГИ ЗАВОРАЖИВАЕТ МИР
Восточное побережье не принимает подъем Западного побережья. С момента возникновения N.W.A. Восток начал атаковать их, иногда буквально. Тим Дог, один из Ultramagnetic MC, выпустил дис—трек «Fuck Compton« в 1991 году. Соперничающие лейблы «Death Row« (основные исполнители: 2Pac, Dr. Dre, Snoop Dogg) и «Bad Boy Records« (The Notorious B.I.G, глава лейбла Пафф Дэдди и Фэйт Эванс) устраивают драку, которая обостряется из—за выхода знакового трека Бигги «Who Shot Ya?«, который 2pac воспринимает как издевку. Ссора заканчивается после нераскрытых убийств крупнейших артистов двух лейблов — великолепного рассказчика Шакура и мастера фристайла Бигги, убийство которого происходит за несколько недель до выхода его эпохального второго альбома «Жизнь после смерти«. Так хип—хоп теряет двух своих величайших талантов, очевидно, из—за вражды.
Жанр, который никогда не спит, построен на повторном использовании старых ритмов, но когда количество исков об авторском праве стало расти, артистам пришлось обратиться к более традиционным методам создания музыки, создавая свою собственную. Это требует большего бюджета, и артисты обращаются к крупным лейблам, чтобы обеспечить его. Так, Atlantic Records с его богатыми традициями в R&B и соул—музыке стал оплотом для восходящих звезд, а известный артист Busta Rhymes связал свой импринт Flipmode с Elektra для своих первых четырех альбомов, которые попали в чарты. Альбом «When Disaster Strikes« стал одним из самых продаваемых альбомов 1990—х годов.
Лил Ким, открытие Бигги, с другой стороны, с самого начала стала хитом, выпустив альбом «Hard Core«, который разошелся тиражом почти 80 000 экземпляров зимой 96—го года. Год спустя Мисси «Misdemeanor« Эллиотт начала свою сольную карьеру с альбомом «Supa Dupa Fly«, который еще больше поднял уровень. У этих артистов достаточно драйва, чтобы понять, что их пребывание на вершине не мимолетно. Появляются бесконечные возможности, один хит порождает множество других, о чем свидетельствует подъем Wu—Tang Clan: возглавляемая гением продюсирования RZA, группа не только огромна сама по себе, но и стала отправной точкой для многочисленных сольных карьер, таких как Ol‘ Dirty Bastard, Method Man и GZA.
«ЮГУ« ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: 2000—Е ГОДЫ
Поскольку Юг США является родиной соула и фанка, возможно, любопытно, что хип—хоп, находящийся под влиянием обоих жанров, сумел утвердиться в южных штатах. Он был там всегда, но звукозаписывающие компании не подписывали артистов с «третьего побережья«. Вторая половина 1980—х годов доказала, что это не так. Лишь в 2000—х годах крупные лейблы начали в спешном порядке подписывать артистов с Юга. Из Вирджинии приехали Мисси Эллиотт и ее продюсер Тимбаланд, а также группа Neptunes под руководством Фарелла Уильямса. Так Юг стал сильным.
ВСЕ ЛИ ПОШЛО НЕ ТАК С 2008 ГОДА?
История хип—хопа вступила в новую фазу, когда Flo Rida, T.I. (он же TIP) и 2DopeBoyz гремели с каждого iPad и смартфона. Независимо от того, много ли эти артисты продали или нет, мы их знали. Фанаты любили Wiz Khalifa, Mac Miller, который, к сожалению, прожил короткую жизнь, и Kendrick Lamar. Затем официально наступило время...
БУДУЩЕЕ — ЭТО ЖЕНЩИНА
Распространение хип—хопа с 1980—х годов привело к появлению многочисленных жанров и поджанров, использующих то, что принесли нам пионеры этой музыки. Dizzee Rascal, Wiley, Lethal Bizzle, Kano и Stormzy стали звездами.
Но факт остается фактом: Мисси и Лил‘ Ким — одни из лучших, и достичь их уровня под силу многим — Cardi B, Nicki Minaj, Megan Thee Stallion, Saweetie, Ice Spice, Lizzo, и так далее, и так далее. Увы, до The Sugarhill нам сейчас далеко. Однако хип—хоп, зародившийся в 1980—х годах, остается таким же ярким, как и прежде.
И както е казал Nas: «Всичко в крайна сметка ще приключи, затова се опитайте да се насладите на момента, защото времето лети, нали? Красотата на живота е, че трябва да го направиш по-добър, защото нищо не трае вечно.»