УДАЧИ! Известный российский режиссер Карен Шахназаров рассказал «ФАКТЫ«.

<span _d-id=УДАЧИ! Известный российский режиссер Карен Шахназаров рассказал «ФАКТЫ«.«>

«Запад тоже всерьез не верит в демократию, я думаю, они вообще ни во что не верят. Демократия используется как очень мощный инструмент, инструмент в руках власть имущих«, говорит известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров, у которого сегодня день рождения. Между тем, последний фильм Карена Шахназарова, детективный фильм «Хитровка. Знак четырех« уже вышел на российские экраны, а осенью фильм будет показан в Софии в рамках недели, посвященной творчеству великого режиссера.

//www.youtube.com/embed/Vf1eluKFdsM

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860385672870); });

Кто такой Карен Шахназаров?

Карен Шахназаров известный российский / советский / кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер. Генеральный директор кинокорпорации «Мосфильм«. Заслуженный деятель искусств и культуры Российской Федерации (1997. Народный артист Российской Федерации (2002). Двукратный лауреат Государственной премии Российской Федерации. Карен Георгиевич Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Его отец, Георгий Хосроевич, был армянином, из княжеской, старинной, аристократической семьи, мать, Шахназарова Анна Григорьевна, была русской. Несмотря на чрезвычайную занятость отца, который часто забывал, в каком классе учится его сын, Карен Шахназаров признается, что именно отец оказал на него большое влияние. И если отцу он задавал сложные вопросы, то матери доверял свои сокровенные тайны. Двадцатилетний Карен смотрел фильм Федерико Феллини «Рим« семнадцать раз подряд. Шахназаров окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1975 году в мастерской И. Таланкина. Дебютировал в кино в 1979 году фильмом «Добряки«. В 1980 году по его сценарию была снята лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров«. Широкую известность как режиссер и сценарист Карен Шахназаров получил в 1983 году благодаря фильму «Мы из джаза«. Карен Шахназаров режиссер фильмов «Мы из джаза«, «Зимний вечер в Гаграх«, «Курьер«, «Город Зеро«, «Царевич«, «Сны«, «Американская дочь«, «День полнолуния«, «Яды, или Всеобщая история отравлений«, «Всадник по имени Смерть«, «Исчезнувшая империя«, «Палата 6«, «Белый тигр« 2012, «Любовь в СС

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860386960380); });

Карен Георгиевич, Вы происходите из старинного аристократического армянского рода князя МеликШахназара. Не помешало ли это Вам в те годы стать членом КПСС?

Нет, вовсе нет! Очень интересный вопрос вы мне задали. По материнской линии я русский. По линии отца, да, совершенно верно, мы происходим из очень древнего, старинного, благородного, аристократического армянского княжеского рода. В нашей семье много офицеров, которые служили при царе. Видимо, они были преданы революции. Мой отец, несмотря на свое княжеское происхождение, был активистом и работал в КПСС. Он был настоящим аристократом. Мой отец стал членом партии на фронте, а потом поднялся.

Вы директор мегаиндустрии «Мосфильм«, вы были членом предвыборного «Народного штаба« в поддержку кандидатуры Путина, вы подписали петицию деятелей культуры в поддержку политики Путина в Крыму и на Украине. Кроме того, все чаще мы видим вас в дискуссионных студиях на телевидении. Как вы выживаете в этой карусели? Как Вы совмещаете ответственную работу на «Мосфильме« и активную общественнополитическую деятельность?

Совмещать их совершенно нормально. Если меня просят заняться какимто общественнополитическим делом и я не против, я берусь, если нет, то либо пасую, либо отказываюсь. Это не требует больших усилий и не занимает много времени, если хорошо спланировать деятельность. Мне предложили стать доверенным лицом Путина, и поскольку я верю и убежден, что это лучший выбор для России, я сказал «да«, я готов занять эту должность. Никто никогда не заставлял меня занимать такую должность. Я чувствую и знаю, что это правильный шаг, и поэтому я согласился взять на себя эту публичную ответственность. Я также часто выступаю в эфире в различных политических дебатах. Моя общественная и политическая активность не является моей основной обязанностью. Просто, когда меня спрашивают, я открыто высказываю свое объективное мнение. Я говорю то, что думаю.

Каков рабочий день директора «Мосфильма«?

Я прихожу на работу, выпиваю бокал хорошего красного вина и начинаю бесконечный рабочий процесс. Который включает в себя очень много вещей, обязанностей, бумажной работы, принятия серьезных решений и т.д. В настоящее время «Мосфильм« делает кучу вещей, которые приносят доход. В последнее время очень популярны экскурсии внутри «Мосфильма«, которые приносят неплохую прибыль. Хотя плата составляет всего 4 евро, интерес очень большой. Сейчас у нас 600 штатных сотрудников, а раньше было более 2000. В последние годы не было четкого представления о том, нужно ли нам кино. Сейчас в России производится 70 фильмов в год, что для такой страны, как наша, очень мало. У нас достаточно сильное телевидение. Мы можем похвастаться тем, что делаем более 500 сериалов в год. У нас очень хорошо идут дела на внутреннем рынке, и я могу сказать, что 70% кинопроизводства идет через «Мосфильм«, в основном через телевидение. Хотя «Мосфильм« является государственным предприятием, он не получает никаких средств из бюджета. Мы работаем как рыночное предприятие. За последние 25 лет мы сильно модернизировались и являемся одной из самых современных и современных студий в мире. Американская киноиндустрия получает гораздо больше денег на свое развитие и производство фильмов. Положительный образ Америки создается кинематографистами. Мы должны это осознать.

Когда вы видите сценарий, откуда вы знаете, что из него получится хороший фильм?

О, это очень субъективно. Интуиция, чувства. Иногда я просто верю автору. Но все равно, нет никакого правила, это очень субъективно. Приведу пример. Когдато в советское время существовала специальная комиссия по оценке перспективности фильма и сценария. Они не дали моему фильму «Курьер« абсолютно никаких шансов. А он стал самым кассовым фильмом с невероятным успехом. Фильм, в котором комиссия не видела будущего, собрал более 50 миллионов зрителей и действительно стал самым кассовым.

Вы мастер военного кино. Вы бы сняли фильм о войне в Украине и Сирии?

Современному человеку очень трудно понять истинный смысл этих событий. Чтобы снять фильм о той или иной войне, нужно пройти как минимум 50 лет после ее окончания, чтобы понять смысл и сделать какието выводы. Лев Толстой написал свой шедевр «Война и мир« через 50 лет после окончания кровопролитной войны с Наполеоном. В фильме о военных событиях должна быть развязка. Эти две войны все еще продолжаются. Если снимать такой фильм сейчас, то есть риск попасть в водоворот субъективности, за которую потом придется оправдываться. Потребуется 40 лет, чтобы снять адекватный, хороший фильм о событиях в Украине. То же самое относится и к Сирии. Тогда станет понятен истинный смысл этих событий и можно будет сделать вывод. Конечно, я никому не запрещаю снимать. Но такие ленты, как правило, превращаются в однодневки. Потому что невозможно добиться объективности во время событий. В фильме обязательно будет показана либо одна сторона пропаганды, либо другая, а не суть проблемы. На 100% лента будет односторонней. А чтобы понять истинный смысл вспышки и ее последствий, нужно, чтобы она отлежалась и прошла какойто период времени. Я бы не стал в это углубляться, сейчас не время. Нужно ждать, используя правильные фактические данные, а не выдумывать их и фантазировать сценаристам. Война это такое событие, которое остается в памяти даже в современной жизни. Война используется постоянно.

Каково ваше мнение о современном документальном кино?

Для меня документального кино больше не существует. Оно мертво! Сейчас настоящее документальное кино это репортаж. Все остальное постановка. Настоящая современная документалистика это журналистский репортаж. Сейчас мир вступает в совершенно новый период. То, что мы наблюдаем, на мой взгляд, является следствием распада Советского Союза. Равновесие в мире было нарушено. Тридцать лет после войны было затишье и равновесие. На чаше весов были две великие державы США и СССР. Они както уравновешивали общее равновесие. Как только одна из держав рухнула, мировое равновесие пошатнулось. Весы склонились на одну сторону. Но весы не всегда могут быть на одной стороне, я думаю, что сейчас они начинают выравниваться. Мир только сейчас вступает в новую фазу. Когда мы могли подумать, что Европа окажется на этой стадии. На самом деле война уже идет в Европе. Эта неконтролируемая волна беженцев. Кажется, мы уже привыкаем к этой ситуации. Но именно поэтому сейчас нельзя снимать кино. Сейчас еще рано. Пока у меня нет результата, и мы не можем анализировать события, поскольку они еще продолжаются. Очевидно, это будет задача молодых кинематографистов. Прошло 25 лет с момента распада Советского Союза, и я бы не стал пока снимать фильм об этом, поскольку вывод из всей этой ситуации мне пока не ясен.

Что касается политики в отношении беженцев в Европе?

Проблема беженцев гораздо глубже, чем просто люди, спасающиеся от войны. Да, некоторые действительно бегут от войны, другие погрязли в нищете, страданиях и бедствиях. Я не специалист в области права, но думаю, что беженцы от войны обязаны получить статус и быть принятыми. Беженцев принимают со времен Второй мировой войны, но это другие беженцы европейцы. А это люди, принадлежащие к совершенно другой цивилизации в основном мусульмане, с другой культурой и другими привычками. Оказалось, что эта система не работает. Это страшный удар по европейским ценностям и имиджу Европы. Последствия кризиса беженцев могут привести даже к распаду ЕС. Не исключено, что в этих условиях может даже вернуться такая идеология, как, например, нацизм. Запад всерьез не верит в демократию, я думаю, они вообще ни во что не верят. Они используют демократию как очень мощный инструмент, инструмент в руках правительства.

«>

Карен Георгиевич, Вы получили множество мировых наград, какая из них Вам понравилась больше всего?

Я искренне радовался всем наградам. Если меня наградили, это значит, что для меня чтото было, и это вызывает определенную радость. Самую большую радость я испытал, когда меня наградили вместе с Федерико Феллини. На Московском кинофестивале моя награда была второй, после него. Но дело не в этом. Я испытал такую радость не от самой награды, а от того, что сидел рядом с Феллини. Он мой кумир. И я все время сидел рядом с ним, даже переводил для него на английский. Этот контакт, это общение с моим кумиром было для меня незаменимой и высшей наградой. Получить награду сразу после великого Федерико Феллини это уже чтото. И общение с ним было для меня неописуемой наградой«. Знаменитый американский режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола участвовал в этом фестивале и ничего не получил. Так что это тоже своего рода определяющая оценка. Главной и самой значимой наградой для меня стало то, что в течение 40 минут я сидел рядом с Федерико Феллини!

«>

Кадр из фильма «Белый тигр«

Какой ваш любимый фильм? Микеланджело Антониони сказал: «Я снимаю, поэтому я живу!«. Так и я. Для меня кино это моя жизнь. Я не могу назвать свой любимый фильм. Для зрителей кино это два часа, для меня минуты. Два года. Так что измерения разные. Для меня кино это часть моей жизни. Я не могу сказать, что я люблю одну часть своей жизни больше, чем другую. Я отношусь ко всем своим работам одинаково, они одинаково дороги мне. Не думайте, что я смотрю свои фильмы регулярно....No, когда я снимаю фильм, я переворачиваю страницу. Они исчезают из моей жизни, когда я переворачиваю страницу. Вы все равно уже ничего не можете изменить. Если я буду смотреть на съемку, я найду в ней изъян, поэтому я этого не делаю, а не для того, чтобы злиться. Режиссер снимает с определенным настроем и мыслями, присущими тому периоду. Все меняется. Поэтому лучше потом не смотреть. Но в любом случае мне интересно снимать разные жанры. Я не могу сосредоточиться на одном жанре. Я рад, что попробовал военное кино. Военное кино это совершенно другой вид кинематографа.

//www.youtube.com/embed/OUld91hrJvw

Она любит «Анну Каренину«, не так ли? О любви не написано ничего лучше, чем «Анна Каренина«. На главную роль я выбрал великолепную актрису Елизавету Боярскую, дочь известного российского актера и исполнителя Михаила Боярского. Кастинг на главную роль был очень трудным и долгим. Я все никак не мог сердцем почувствовать женщину, которая могла бы войти в эту роль, и в итоге остановился на Елизавете, которая сумела заставить меня удивиться. Не меньше я люблю и «Дорогу на Берлин«, премьера которой состоялась в Софии. Мне интересно сниматься в разных жанрах, таков мой характер.

За какую именно работу вы получили двойную награду в 2013 году на фестивале российского кино в Тунисе за лучший сценарий и лучший игровой фильм? За «Белого тигра«. Эта работа имела невероятный успех везде.

Кадр из фильма «Белый тигр«

Что вам легче быть режиссером или продюсером? Конечно, легче работать продюсером. Другое дело, что я больше люблю режиссуру. Но быть продюсером, безусловно, намного легче. У тебя меньше обязанностей, нет такой суеты, все намного проще в продюсировании. Я являюсь продюсером нескольких групп, и я с удовольствием занимаюсь более сложными вещами режиссурой.

Снимались ли вы когданибудь в собственных фильмах, как это делали другие режиссеры в последнее время? Нет, я никогда не снимался в собственных фильмах. Я не против того, чтобы это делали другие коллеги. У каждого есть выбор. Но у меня никогда не было желания сниматься в собственных фильмах. Я считаю себя плохим актером. Хотя я много снимаюсь на телевидении, но это совершенно разные вещи.

Вы говорите, что «кинопроизводство состоит из двух основных компонентов: творческого и технического«. Не кажется ли вам, что в последнее время творчество отошло на второй план, вытесненное технологиями? Где в таком случае место молодым талантам?

Технические эффекты это тоже творчество. Вставлять эффекты в картину, работать с компьютерной графикой это тоже творчество. Другое дело, что это не искусство. Сделать картину, как «Безумный Макс«, довольно сложно, нужно уметь это делать и добиваться нужного эффекта. Нужно уметь делать трюки, трюки, эффекты все это своего рода творчество, но, повторюсь, это не искусство. Все является творчеством, но не все является искусством. Возьмем, к примеру, «Трансформера«. И это творчество, и это очень сложно. Компьютерная графика сегодня предоставляет огромные возможности для творчества, в котором не требуется особого таланта. Ни в коем случае нельзя недооценивать этот вид творчества. Оно очень сложное, и в последнее время становится все более необходимым для кино. Но еще раз повторяю, творчество это не искусство. Каждый, кто много работает, творит. Но не каждый творит искусство.

Кадр из фильма «Палата 6«

Карен Георгиевич, как Вы считаете, современному российскому кино не хватает только идентификации и общих идей, как это было в советском кино, или же не хватает и личностей. Как это можно исправить?

Это невозможно исправить. Либо они есть, либо их нет. Ситуация обычная. Я не вижу, чтобы и в западном кино было много идей и личностей. Вообще, идея в последнее время хромает и на Западе, и на Востоке. В советское время идея была и в советском кино, и в западном. Даже западное кино имело очень четкие идеи. Сейчас у нас есть личности уровня Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Пьера Паоло Пазолини. Пока я назвал только итальянцев. Кризис отсутствия идей и личностей носит всеобщий характер. Возможно, время такое. В истории есть такие периоды отсутствия идей и отсутствия личностей. Я бы сказал, что это довольно буржуазный период. Я думаю, что этот период подходит к концу. Сейчас происходит много интересных событий, которые, несомненно, будут способствовать развитию искусства и появлению личностей.

Вы утверждаете, что сейчас можете перечислить действительно талантливых режиссеров по пальцам. Могли бы вы их перечислить?

Я не буду перечислять российских режиссеров, потому что я работаю абсолютно со всеми из них, как директор Мосфирмы, и если я когото не назову, у нас будут неприятности. Поэтому давайте ограничимся западными. Мои любимые Федерико Феллини, Вуди Аллен, Сергей Эйзенштейн, Пьер Паоло Пазолини, американский режиссер, сценарист, продюсер и фотограф Стэнли Кубрик, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони. Это одни из великих имен в кинематографе. И то, как я определил их для себя, очень просто. Когда вы смотрите фильм и говорите себе я так не могу. Когда я смотрел и анализировал фильм Пазолини, я сказал себе: я не могу так... Мое восхищение не укладывалось ни в какие рамки. Потом я сказал себе: да, я могу это сделать, но не так... И теперь, как профессионал, я смотрю на фильмы западных режиссеров и думаю, смогу ли я сделать это тоже. Мой ответ да, и даже лучше. Пожалуй, единственный современный западный режиссер, в котором остался элемент искусства, это Вуди Аллен. Он уникален в своей неповторимости и индивидуальности в кинематографе, и, возможно, именно это делает его трудновоспроизводимым, защищая его уровень.

Кто Ваши любимые писатели? Их много, я не могу остановиться на одном. Я люблю Толстого, Чехова, Булгакова, Гоголя. Из поэтов Пушкина. Каждый автор раскрывает определенную часть мира. Русские люди очень начитанные. Литература в России это главное условие жизни. Это сборник истории и философии вместе. Поэтому я всегда рекомендую молодым людям больше читать, чтобы обогатить свое мировоззрение.

Вы утверждаете, что если у человека нет средств, он не может получить кинообразование. Как его могут получить молодые таланты, которые хотят развиваться в кино?

Мое высказывание относится к тому, что в России, если вы получаете второе высшее образование, вы должны платить. Во ВГИК многие приходят уже с высшим образованием. Молодые люди закончили чтото другое, но потом поняли, что хотят заниматься кинематографом. И в этом нет ничего плохого, наоборот. У людей помимо образования есть еще жизненный и рабочий опыт. В этом контексте и находится моя заявка, в аспекте, связанном со вторым образованием. Плата за второе высшее образование усложняет процесс, и у многих людей нет такой возможности. Я постоянно говорю, что это должно быть отменено, в плане кинообразования. Если это приемлемо для технических вузов, то не должно быть приемлемо для художественных.

Какой совет вы бы дали начинающим режиссерам и актерам? Чего не хватает молодым, так это эрудиции. Молодым людям нужно больше читать и заниматься самообразованием в различных областях. Молодежь не плохая, но это поколение мало читает и мало знает. И это существенная проблема. Чтобы работать в кино, особенно режиссерам, нужно быть широко эрудированными людьми. С высокой культурой, образованием, знаниями и интеллектом. Они также должны обладать знаниями в области живописи и музыки. Молодые должны хорошо разбираться в литературе, как отечественной, так и мировой, истории, философии. Начинающие режиссеры и актеры должны иметь очень хорошее академическое базовое образование. Новому поколению я бы сказал больше читайте, интересуйтесь всем, не упускайте ни одного момента мировой истории, не упускайте политику, это очень важно в наше время, не игнорируйте процессы вокруг вас. Я бы посоветовал молодому поколению кинематографистов немного растянуть себя и впитывать все аспекты жизни. Кино очень сложная вещь, и рано или поздно любые знания помогут вам. Пока вы можете, вы должны это делать! Рене Клер говорит: «Когда вы начинаете снимать фильм, вы убеждены, что сделаете шедевр, а потом задаетесь вопросом, когда же вы наконец его закончите«.

Кадр из фильма «Палата 6«

Вы много раз приезжали в Болгарию. Какие фильмы вы показывали в Болгарии? Да, я много раз посещал вашу прекрасную страну. Я показал не один фильм болгарским зрителям, которые имели возможность увидеть «Мы из джаза«, «Курьеры«, «Белый тигр«, «Дорога на Берлин«, «Палата 6«, «Город Зеро«, «Убийца«, «Сны« и многие другие.

Кадр из фильма «Цареубийца«

Что бы Вы пожелали болгарским поклонникам и ценителям Ваших фильмов?

Как кинематографист, я хотел бы пожелать вам сделать все возможное для сохранения национального самобытного кино. Болгарское кино было очень сильным в период Соца, в последнее время появилось много хороших работ болгарского кинематографа. В Москве на фестивале болгарский фильм получил главный приз. Я хотел бы пожелать болгарам любить свое родное кино. Помогайте болгарскому кино существовать, ходите на болгарские фильмы. Желаю всем процветания, удачи и здоровья. Пусть Болгария процветает. Мы воспитаны в любви к болгарскому народу.

Интервью Оля АЛЬАХМЕД

«>

УДАЧИ! Известный российский режиссер Карен Шахназаров рассказал «ФАКТЫ«.">