УДАЧИ! Известный российский режиссер Карен Шахназаров рассказал «ФАКТЫ«.«>
«Запад тоже всерьез не верит в демократию, я думаю, они вообще ни во что не верят. Демократия используется как очень мощный инструмент, инструмент в руках власть имущих«, — говорит известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров, у которого сегодня день рождения. Между тем, последний фильм Карена Шахназарова, детективный фильм «Хитровка. Знак четырех« уже вышел на российские экраны, а осенью фильм будет показан в Софии в рамках недели, посвященной творчеству великого режиссера.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div—gpt—ad—1686038567287—0‘); });
Кто такой Карен Шахназаров?
Карен Шахназаров — известный российский / советский / кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер. Генеральный директор кинокорпорации «Мосфильм«. Заслуженный деятель искусств и культуры Российской Федерации (1997. Народный артист Российской Федерации (2002). Двукратный лауреат Государственной премии Российской Федерации. Карен Георгиевич Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Его отец, Георгий Хосроевич, был армянином, из княжеской, старинной, аристократической семьи, мать, Шахназарова Анна Григорьевна, была русской. Несмотря на чрезвычайную занятость отца, который часто забывал, в каком классе учится его сын, Карен Шахназаров признается, что именно отец оказал на него большое влияние. И если отцу он задавал сложные вопросы, то матери доверял свои сокровенные тайны. Двадцатилетний Карен смотрел фильм Федерико Феллини «Рим« семнадцать раз подряд. Шахназаров окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1975 году в мастерской И. Таланкина. Дебютировал в кино в 1979 году фильмом «Добряки«. В 1980 году по его сценарию была снята лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров«. Широкую известность как режиссер и сценарист Карен Шахназаров получил в 1983 году благодаря фильму «Мы из джаза«. Карен Шахназаров — режиссер фильмов «Мы из джаза«, «Зимний вечер в Гаграх«, «Курьер«, «Город Зеро«, «Царевич«, «Сны«, «Американская дочь«, «День полнолуния«, «Яды, или Всеобщая история отравлений«, «Всадник по имени Смерть«, «Исчезнувшая империя«, «Палата № 6«, «Белый тигр« 2012, «Любовь в СС
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div—gpt—ad—1686038696038—0‘); });
— Карен Георгиевич, Вы происходите из старинного аристократического армянского рода князя Мелик—Шахназара. Не помешало ли это Вам в те годы стать членом КПСС?
— Нет, вовсе нет! Очень интересный вопрос вы мне задали. По материнской линии я русский. По линии отца, да, совершенно верно, мы происходим из очень древнего, старинного, благородного, аристократического армянского княжеского рода. В нашей семье много офицеров, которые служили при царе. Видимо, они были преданы революции. Мой отец, несмотря на свое княжеское происхождение, был активистом и работал в КПСС. Он был настоящим аристократом. Мой отец стал членом партии на фронте, а потом поднялся.
— Вы — директор мега—индустрии «Мосфильм«, вы были членом предвыборного «Народного штаба« в поддержку кандидатуры Путина, вы подписали петицию деятелей культуры в поддержку политики Путина в Крыму и на Украине. Кроме того, все чаще мы видим вас в дискуссионных студиях на телевидении. Как вы выживаете в этой карусели? Как Вы совмещаете ответственную работу на «Мосфильме« и активную общественно—политическую деятельность?
— Совмещать их совершенно нормально. Если меня просят заняться каким—то общественно—политическим делом и я не против, я берусь, если нет, то либо пасую, либо отказываюсь. Это не требует больших усилий и не занимает много времени, если хорошо спланировать деятельность. Мне предложили стать доверенным лицом Путина, и поскольку я верю и убежден, что это лучший выбор для России, я сказал «да«, я готов занять эту должность. Никто никогда не заставлял меня занимать такую должность. Я чувствую и знаю, что это правильный шаг, и поэтому я согласился взять на себя эту публичную ответственность. Я также часто выступаю в эфире в различных политических дебатах. Моя общественная и политическая активность не является моей основной обязанностью. Просто, когда меня спрашивают, я открыто высказываю свое объективное мнение. Я говорю то, что думаю.
— Каков рабочий день директора «Мосфильма«?
— Я прихожу на работу, выпиваю бокал хорошего красного вина и начинаю бесконечный рабочий процесс. Который включает в себя очень много вещей, обязанностей, бумажной работы, принятия серьезных решений и т.д. В настоящее время «Мосфильм« делает кучу вещей, которые приносят доход. В последнее время очень популярны экскурсии внутри «Мосфильма«, которые приносят неплохую прибыль. Хотя плата составляет всего 4 евро, интерес очень большой. Сейчас у нас 600 штатных сотрудников, а раньше было более 2000. В последние годы не было четкого представления о том, нужно ли нам кино. Сейчас в России производится 70 фильмов в год, что для такой страны, как наша, очень мало. У нас достаточно сильное телевидение. Мы можем похвастаться тем, что делаем более 500 сериалов в год. У нас очень хорошо идут дела на внутреннем рынке, и я могу сказать, что 70% кинопроизводства идет через «Мосфильм«, в основном через телевидение. Хотя «Мосфильм« является государственным предприятием, он не получает никаких средств из бюджета. Мы работаем как рыночное предприятие. За последние 25 лет мы сильно модернизировались и являемся одной из самых современных и современных студий в мире. Американская киноиндустрия получает гораздо больше денег на свое развитие и производство фильмов. Положительный образ Америки создается кинематографистами. Мы должны это осознать.
— Когда вы видите сценарий, откуда вы знаете, что из него получится хороший фильм?
— О, это очень субъективно. Интуиция, чувства. Иногда я просто верю автору. Но все равно, нет никакого правила, это очень субъективно. Приведу пример. Когда—то в советское время существовала специальная комиссия по оценке перспективности фильма и сценария. Они не дали моему фильму «Курьер« абсолютно никаких шансов. А он стал самым кассовым фильмом с невероятным успехом. Фильм, в котором комиссия не видела будущего, собрал более 50 миллионов зрителей и действительно стал самым кассовым.
— Вы мастер военного кино. Вы бы сняли фильм о войне в Украине и Сирии?
— Современному человеку очень трудно понять истинный смысл этих событий. Чтобы снять фильм о той или иной войне, нужно пройти как минимум 50 лет после ее окончания, чтобы понять смысл и сделать какие—то выводы. Лев Толстой написал свой шедевр «Война и мир« через 50 лет после окончания кровопролитной войны с Наполеоном. В фильме о военных событиях должна быть развязка. Эти две войны все еще продолжаются. Если снимать такой фильм сейчас, то есть риск попасть в водоворот субъективности, за которую потом придется оправдываться. Потребуется 40 лет, чтобы снять адекватный, хороший фильм о событиях в Украине. То же самое относится и к Сирии. Тогда станет понятен истинный смысл этих событий и можно будет сделать вывод. Конечно, я никому не запрещаю снимать. Но такие ленты, как правило, превращаются в однодневки. Потому что невозможно добиться объективности во время событий. В фильме обязательно будет показана либо одна сторона пропаганды, либо другая, а не суть проблемы. На 100% лента будет односторонней. А чтобы понять истинный смысл вспышки и ее последствий, нужно, чтобы она отлежалась и прошла какой—то период времени. Я бы не стал в это углубляться, сейчас не время. Нужно ждать, используя правильные фактические данные, а не выдумывать их и фантазировать сценаристам. Война — это такое событие, которое остается в памяти даже в современной жизни. Война используется постоянно.
— Каково ваше мнение о современном документальном кино?
— Для меня документального кино больше не существует. Оно мертво! Сейчас настоящее документальное кино — это репортаж. Все остальное — постановка. Настоящая современная документалистика — это журналистский репортаж. Сейчас мир вступает в совершенно новый период. То, что мы наблюдаем, на мой взгляд, является следствием распада Советского Союза. Равновесие в мире было нарушено. Тридцать лет после войны было затишье и равновесие. На чаше весов были две великие державы — США и СССР. Они как—то уравновешивали общее равновесие. Как только одна из держав рухнула, мировое равновесие пошатнулось. Весы склонились на одну сторону. Но весы не всегда могут быть на одной стороне, я думаю, что сейчас они начинают выравниваться. Мир только сейчас вступает в новую фазу. Когда мы могли подумать, что Европа окажется на этой стадии. На самом деле война уже идет в Европе. Эта неконтролируемая волна беженцев. Кажется, мы уже привыкаем к этой ситуации. Но именно поэтому сейчас нельзя снимать кино. Сейчас еще рано. Пока у меня нет результата, и мы не можем анализировать события, поскольку они еще продолжаются. Очевидно, это будет задача молодых кинематографистов. Прошло 25 лет с момента распада Советского Союза, и я бы не стал пока снимать фильм об этом, поскольку вывод из всей этой ситуации мне пока не ясен.
— Что касается политики в отношении беженцев в Европе?
— Проблема беженцев гораздо глубже, чем просто люди, спасающиеся от войны. Да, некоторые действительно бегут от войны, другие погрязли в нищете, страданиях и бедствиях. Я не специалист в области права, но думаю, что беженцы от войны обязаны получить статус и быть принятыми. Беженцев принимают со времен Второй мировой войны, но это другие беженцы — европейцы. А это люди, принадлежащие к совершенно другой цивилизации — в основном мусульмане, с другой культурой и другими привычками. Оказалось, что эта система не работает. Это страшный удар по европейским ценностям и имиджу Европы. Последствия кризиса беженцев могут привести даже к распаду ЕС. Не исключено, что в этих условиях может даже вернуться такая идеология, как, например, нацизм. Запад всерьез не верит в демократию, я думаю, они вообще ни во что не верят. Они используют демократию как очень мощный инструмент, инструмент в руках правительства.
«>— Карен Георгиевич, Вы получили множество мировых наград, какая из них Вам понравилась больше всего?
— Я искренне радовался всем наградам. Если меня наградили, это значит, что для меня что—то было, и это вызывает определенную радость. Самую большую радость я испытал, когда меня наградили вместе с Федерико Феллини. На Московском кинофестивале моя награда была второй, после него. Но дело не в этом. Я испытал такую радость не от самой награды, а от того, что сидел рядом с Феллини. Он мой кумир. И я все время сидел рядом с ним, даже переводил для него на английский. Этот контакт, это общение с моим кумиром было для меня незаменимой и высшей наградой. Получить награду сразу после великого Федерико Феллини — это уже что—то. И общение с ним было для меня неописуемой наградой«. Знаменитый американский режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола участвовал в этом фестивале и ничего не получил. Так что это тоже своего рода определяющая оценка. Главной и самой значимой наградой для меня стало то, что в течение 40 минут я сидел рядом с Федерико Феллини!
«>Кадр из фильма «Белый тигр«
— Какой ваш любимый фильм? — Микеланджело Антониони сказал: «Я снимаю, поэтому я живу!«. Так и я. Для меня кино — это моя жизнь. Я не могу назвать свой любимый фильм. Для зрителей кино — это два часа, для меня — минуты. Два года. Так что измерения разные. Для меня кино — это часть моей жизни. Я не могу сказать, что я люблю одну часть своей жизни больше, чем другую. Я отношусь ко всем своим работам одинаково, они одинаково дороги мне. Не думайте, что я смотрю свои фильмы регулярно....No, когда я снимаю фильм, я переворачиваю страницу. Они исчезают из моей жизни, когда я переворачиваю страницу. Вы все равно уже ничего не можете изменить. Если я буду смотреть на съемку, я найду в ней изъян, поэтому я этого не делаю, а не для того, чтобы злиться. Режиссер снимает с определенным настроем и мыслями, присущими тому периоду. Все меняется. Поэтому лучше потом не смотреть. Но в любом случае мне интересно снимать разные жанры. Я не могу сосредоточиться на одном жанре. Я рад, что попробовал военное кино. Военное кино — это совершенно другой вид кинематографа.
— Она любит «Анну Каренину«, не так ли? — О любви не написано ничего лучше, чем «Анна Каренина«. На главную роль я выбрал великолепную актрису Елизавету Боярскую, дочь известного российского актера и исполнителя Михаила Боярского. Кастинг на главную роль был очень трудным и долгим. Я все никак не мог сердцем почувствовать женщину, которая могла бы войти в эту роль, и в итоге остановился на Елизавете, которая сумела заставить меня удивиться. Не меньше я люблю и «Дорогу на Берлин«, премьера которой состоялась в Софии. Мне интересно сниматься в разных жанрах, таков мой характер.
— За какую именно работу вы получили двойную награду в 2013 году на фестивале российского кино в Тунисе за лучший сценарий и лучший игровой фильм? За «Белого тигра«. Эта работа имела невероятный успех везде.
Кадр из фильма «Белый тигр«
—Что вам легче — быть режиссером или продюсером? — Конечно, легче работать продюсером. Другое дело, что я больше люблю режиссуру. Но быть продюсером, безусловно, намного легче. У тебя меньше обязанностей, нет такой суеты, все намного проще в продюсировании. Я являюсь продюсером нескольких групп, и я с удовольствием занимаюсь более сложными вещами — режиссурой.
— Снимались ли вы когда—нибудь в собственных фильмах, как это делали другие режиссеры в последнее время? Нет, я никогда не снимался в собственных фильмах. Я не против того, чтобы это делали другие коллеги. У каждого есть выбор. Но у меня никогда не было желания сниматься в собственных фильмах. Я считаю себя плохим актером. Хотя я много снимаюсь на телевидении, но это совершенно разные вещи.
— Вы говорите, что «кинопроизводство состоит из двух основных компонентов: творческого и технического«. Не кажется ли вам, что в последнее время творчество отошло на второй план, вытесненное технологиями? Где в таком случае место молодым талантам?
— Технические эффекты — это тоже творчество. Вставлять эффекты в картину, работать с компьютерной графикой — это тоже творчество. Другое дело, что это не искусство. Сделать картину, как «Безумный Макс«, довольно сложно, нужно уметь это делать и добиваться нужного эффекта. Нужно уметь делать трюки, трюки, эффекты — все это своего рода творчество, но, повторюсь, это не искусство. Все является творчеством, но не все является искусством. Возьмем, к примеру, «Трансформера«. И это творчество, и это очень сложно. Компьютерная графика сегодня предоставляет огромные возможности для творчества, в котором не требуется особого таланта. Ни в коем случае нельзя недооценивать этот вид творчества. Оно очень сложное, и в последнее время становится все более необходимым для кино. Но еще раз повторяю, творчество — это не искусство. Каждый, кто много работает, творит. Но не каждый творит искусство.
Кадр из фильма «Палата №6«
— Карен Георгиевич, как Вы считаете, современному российскому кино не хватает только идентификации и общих идей, как это было в советском кино, или же не хватает и личностей. Как это можно исправить?
— Это невозможно исправить. Либо они есть, либо их нет. Ситуация обычная. Я не вижу, чтобы и в западном кино было много идей и личностей. Вообще, идея в последнее время хромает и на Западе, и на Востоке. В советское время идея была и в советском кино, и в западном. Даже западное кино имело очень четкие идеи. Сейчас у нас есть личности уровня Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Пьера Паоло Пазолини. Пока я назвал только итальянцев. Кризис отсутствия идей и личностей носит всеобщий характер. Возможно, время такое. В истории есть такие периоды отсутствия идей и отсутствия личностей. Я бы сказал, что это довольно буржуазный период. Я думаю, что этот период подходит к концу. Сейчас происходит много интересных событий, которые, несомненно, будут способствовать развитию искусства и появлению личностей.
— Вы утверждаете, что сейчас можете перечислить действительно талантливых режиссеров по пальцам. Могли бы вы их перечислить?
—Я не буду перечислять российских режиссеров, потому что я работаю абсолютно со всеми из них, как директор Мосфирмы, и если я кого—то не назову, у нас будут неприятности. Поэтому давайте ограничимся западными. Мои любимые — Федерико Феллини, Вуди Аллен, Сергей Эйзенштейн, Пьер Паоло Пазолини, американский режиссер, сценарист, продюсер и фотограф Стэнли Кубрик, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони. Это одни из великих имен в кинематографе. И то, как я определил их для себя, очень просто. Когда вы смотрите фильм и говорите себе — я так не могу. Когда я смотрел и анализировал фильм Пазолини, я сказал себе: я не могу так... Мое восхищение не укладывалось ни в какие рамки. Потом я сказал себе: да, я могу это сделать, но не так... И теперь, как профессионал, я смотрю на фильмы западных режиссеров и думаю, смогу ли я сделать это тоже. Мой ответ — да, и даже лучше. Пожалуй, единственный современный западный режиссер, в котором остался элемент искусства, — это Вуди Аллен. Он уникален в своей неповторимости и индивидуальности в кинематографе, и, возможно, именно это делает его трудновоспроизводимым, защищая его уровень.
— Кто Ваши любимые писатели? — Их много, я не могу остановиться на одном. Я люблю Толстого, Чехова, Булгакова, Гоголя. Из поэтов — Пушкина. Каждый автор раскрывает определенную часть мира. Русские люди очень начитанные. Литература в России — это главное условие жизни. Это сборник истории и философии вместе. Поэтому я всегда рекомендую молодым людям больше читать, чтобы обогатить свое мировоззрение.
— Вы утверждаете, что если у человека нет средств, он не может получить кинообразование. Как его могут получить молодые таланты, которые хотят развиваться в кино?
— Мое высказывание относится к тому, что в России, если вы получаете второе высшее образование, вы должны платить. Во ВГИК многие приходят уже с высшим образованием. Молодые люди закончили что—то другое, но потом поняли, что хотят заниматься кинематографом. И в этом нет ничего плохого, наоборот. У людей помимо образования есть еще жизненный и рабочий опыт. В этом контексте и находится моя заявка, в аспекте, связанном со вторым образованием. Плата за второе высшее образование усложняет процесс, и у многих людей нет такой возможности. Я постоянно говорю, что это должно быть отменено, в плане кинообразования. Если это приемлемо для технических вузов, то не должно быть приемлемо для художественных.
— Какой совет вы бы дали начинающим режиссерам и актерам? — Чего не хватает молодым, так это эрудиции. Молодым людям нужно больше читать и заниматься самообразованием в различных областях. Молодежь не плохая, но это поколение мало читает и мало знает. И это существенная проблема. Чтобы работать в кино, особенно режиссерам, нужно быть широко эрудированными людьми. С высокой культурой, образованием, знаниями и интеллектом. Они также должны обладать знаниями в области живописи и музыки. Молодые должны хорошо разбираться в литературе, как отечественной, так и мировой, истории, философии. Начинающие режиссеры и актеры должны иметь очень хорошее академическое базовое образование. Новому поколению я бы сказал — больше читайте, интересуйтесь всем, не упускайте ни одного момента мировой истории, не упускайте политику, это очень важно в наше время, не игнорируйте процессы вокруг вас. Я бы посоветовал молодому поколению кинематографистов немного растянуть себя и впитывать все аспекты жизни. Кино — очень сложная вещь, и рано или поздно любые знания помогут вам. Пока вы можете, вы должны это делать! Рене Клер говорит: «Когда вы начинаете снимать фильм, вы убеждены, что сделаете шедевр, а потом задаетесь вопросом, когда же вы наконец его закончите«.
Кадр из фильма «Палата №6«
— Вы много раз приезжали в Болгарию. Какие фильмы вы показывали в Болгарии? — Да, я много раз посещал вашу прекрасную страну. Я показал не один фильм болгарским зрителям, которые имели возможность увидеть «Мы из джаза«, «Курьеры«, «Белый тигр«, «Дорога на Берлин«, «Палата № 6«, «Город Зеро«, «Убийца«, «Сны« и многие другие.
Кадр из фильма «Цареубийца«
— Что бы Вы пожелали болгарским поклонникам и ценителям Ваших фильмов?
— Как кинематографист, я хотел бы пожелать вам сделать все возможное для сохранения национального самобытного кино. Болгарское кино было очень сильным в период Соца, в последнее время появилось много хороших работ болгарского кинематографа. В Москве на фестивале болгарский фильм получил главный приз. Я хотел бы пожелать болгарам любить свое родное кино. Помогайте болгарскому кино существовать, ходите на болгарские фильмы. Желаю всем процветания, удачи и здоровья. Пусть Болгария процветает. Мы воспитаны в любви к болгарскому народу.
Интервью Оля АЛЬ—АХМЕД
«>