Жюстин Триер — режиссер, который любит сложные женские характеры и социальную активность «>
Обладательница Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля Жюстин Триер родилась в 1978 году и окончила Национальную школу изящных искусств в Париже. По ее словам, в ее семье почти не было отца, а у матери была сложная жизнь, ей приходилось совмещать работу с воспитанием троих детей, двое из которых не были ее биологическими детьми.
Изначально Три хотела стать художником, но затем отказалась от этой профессии и посвятила себя созданию видеофильмов и видеомонтажу. В 2007 году она сняла свой первый фильм под названием «На месте«. Это короткометражная постановка, граничащая с видео, о студенческих бунтах против контракта на первое задание. В своем фильме она ставит вопрос о месте личности в группе.
Заинтересовавшись крупными общественными движениями, Триер в последующие годы продолжал снимать документальные и короткометражные фильмы.
В 2013 году состоялся ее дебют в полнометражном кино. Фильм называется «Битва за Сольферино«. Сольферино — это название улицы в Париже, где находится штаб—квартира французских социалистов. В то время они были одной из ведущих политических сил Франции, выдвигали кандидатов в президенты, которые вышли во второй тур выборов. В фильме рассказывается история журналистки, которая в ночь второго тура президентских выборов пытается примирить свои профессиональные обязательства с отношениями с бывшим партнером, который неожиданно появился, чтобы встретиться с их детьми. Фильм был номинирован на французскую премию «Сезар« за дебютный полнометражный фильм.
Затем последовала новая полнометражная постановка под названием «Виктория«. Для нее в 2016 году Триер нанял на главную роль актрису Виржини Феррейру. Она играет роль измученного профессиональными и душевными переживаниями адвоката, который пытается вести крупное судебное дело, связанное с ее знакомым, и присматривать за двумя детьми, переданными на попечение странной няни, бывшей наркоторговки, которую адвокат спасла. Фильм был номинирован на пять французских премий «Сезар«, включая «Лучший фильм« и «Лучшая актриса в главной роли«. Фильм подтверждает предпочтение Триера к созданию сложных женских персонажей с бешеной жизнью, пытающихся совместить личное с профессиональным. Фильм посмотрели 700 000 зрителей.
Для своего следующего фильма, «Сибилла«, который выйдет в 2019 году, Триер снова выбирает Виржини Феррейру на главную женскую роль. Триер написал сценарий фильма вместе со своим партнером Артуром Арари, и снова в центре внимания сложный женский характер, психотерапевт Сибил, которая возвращается к своей первой страсти — писательству. И именно здесь появляется новая пациентка, Марго, актриса, которой удается очаровать Сибил до одержимости. Четыре года назад фильм прошел официальный отбор на Каннском кинофестивале.
Теперь, с четвертым фильмом «Анатомия падения«, в котором режиссер снова сосредоточилась на сложном женском характере — Сандре, немецкой писательнице, обвиненной в убийстве мужа и пытающейся доказать свою невиновность в суде, — Триер достигла заветной мечты — завоевала «Золотую пальмовую ветвь« в Каннах. Сценарий фильма снова был написан в тандеме с ее партнером. Судебный процесс, находящийся в центре фильма, становится поводом для препарирования супружеской пары, в ходе которого выявляются властные отношения между партнерами, власть, неврозы и скрытые трещины. Помимо темы вины и невиновности, фильм также анализирует, что представляет собой супружеская пара. В этой паре женщина делает сознательный выбор в жизни, она сильна и свободна, и это делает ее подозрительной и в то же время трудноразгадаемой. Фильм также рассматривает соперничество между супругами, когда один из них успешнее другого. В ходе работы над фильмом режиссер, похоже, хотел заставить зрителя проникнуть в мозг героини, чтобы попытаться понять, какова она как женщина, мать, жена и художник, отмечает France Presse.
О своей карьере Триер говорит, что она организует все так, чтобы ей не пришлось жертвовать своими амбициями ради личной жизни.
А о своих женских персонажах режиссер говорит: «Кино должно внести свой вклад в феминистскую социальную революцию. Очень долгое время, когда я смотрела фильмы, я представляла себя мальчиком, я отождествляла себя с мужскими ролями из—за отсутствия сильных женских ролей. Людям нужны истории, рассказанные женщинами. Но мы еще очень далеки от достижения равенства в этом отношении«.
С самого начала Каннского кинофестиваля этого года организаторы не позволили никаким протестам омрачить праздник кино. Но социальная активность и общественное движение появились, образно говоря, на церемонии вручения наград фестиваля, где главный победитель Триер не пожалел резкой критики в адрес французских властей. Она критиковала правительство за то, что при предоставлении помощи кинематографу оно руководствуется принципом прибыльности, что идет в ущерб независимому кино и на пользу крупным производствам. Триер обвинила правительство в попытке ограничить исключительность французской культуры, без которой французской культуры не было бы сейчас. Триер также затронула тему протестов против пенсионной реформы и сказала, что правительство шокирующим образом отвергло это протестное движение. Здесь она говорила о схеме доминирующей власти, которая становится все более самодовольной.
Отвечая на эту критику, министр культуры Франции Рима Абдул Малак сказала, что она потрясена таким несправедливым заявлением и что фильм Триера не увидел бы свет, если бы не французская модель финансирования кино, которая позволяет обеспечить уникальное в мире разнообразие.