Людмила Балева—Иорданова рассказала ФАКТ: Белогвардейцы выбирают Болгарию, потому что страна православная«>
Через несколько дней храм Святого Пантелеймона в столичном районе Княжево отметит свое 100—летие. «Церковь белогвардейцев—эмигрантов«, как называют храм, — это настоящий центр духовности с богатой историей, запечатленной в каждой иконе, в каждом уголке. Церковь «Св. Пантелеймона« была построена в 1923 году русскими инвалидами войны, которые были вынуждены покинуть свою родину после октябрьских событий 1917 года. Точная дата не сохранилась в архивах. Однако известно, что именно в 1923 году в пригороде Кламар был построен первый храм общины белых иммигрантов в Париже. В храме «Св. Пантелеймона«, известном как «Церковь белых«, сохранились четыре чудотворные иконы.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div—gpt—ad—1686038567287—0‘); });
Кто такая Людмила Балева—Иорданова?
Родилась 15 ноября 1955 года в Софии. Окончила Софийский университет в Софии. Окончила Софийский университет в Софии. Работала в сфере образования — учителем, в Институте образования при Болгарской академии наук, директором школы, руководителем РИО г. Софии. Была учителем, начальником Управления образования г. Софии. Ушла на пенсию в должности заместителя директора школы. О себе она говорит, что чувствует себя по—настоящему преданным своему делу учителем. На пенсии она уже четыре года и заботится о своих внуках.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div—gpt—ad—1686038696038—0‘); });
— Госпожа Балева, вы являетесь потомком белогвардейских эмигрантов в нашей стране. Не могли бы Вы рассказать о своих предках, о своей семье — откуда они родом, когда покинули Россию и почему выбрали Болгарию?
— Обе мои бабушки и один из моих дедов были русскими, но на самом деле мой второй дед, хотя и болгарин, часто говорил, что он больше русский, чем болгарин, поэтому он уехал в Россию, когда был совсем молодым. Там дедушка Добри завершил свое инженерное образование. Его первые годы в качестве молодого инженера прошли в Москве и Подмосковье, где он был главным инженером на одной из текстильных фабрик родителей его будущей жены, нашей бабушки Ольги, графини Шарыгиной. В 1918 году и после Гражданской войны они покинули Москву и поселились в городе Варна, где дедушка нашел работу.
Иммиграция моих бабушки и дедушки по материнской линии была еще более сложной и запутанной. Моя бабушка Людмила, в честь которой меня назвали, была дочерью адвоката и польской графини. Революция застала ее студенткой медицинского факультета, где она проучилась полтора года. Это дало ей возможность впоследствии работать медсестрой. Ее муж Юрий был офицером. Семья живет в Ростове—на—Дону. С началом Гражданской войны оба записались добровольцами...
Болгарию они выбрали в основном потому, что эта страна православная. Болгария — православная страна, и они надеются вернуться в Россию. Двое записались добровольцами в армию Деникина. Отступая, они достигли Крыма. В конце 1920—х годов началась эвакуация, и всю зиму они провели в Галлиполи в страшных лишениях. В 1921 году вся армия была расформирована и переведена в Болгарию. Людей распределили по разным городам страны, семья бабушки и дедушки поселилась в Пернике. Некоторые из беженцев отправились во Францию и другие европейские страны, некоторые — дальше, в Южную Америку, но мои бабушка и дедушка решили остаться в Болгарии по нескольким причинам. Самая главная из них заключается в том, что Болгария — православная страна. Другая очень важная причина — они хотели быть ближе к своей родине, потому что надеялись, что Гражданская война скоро закончится и они смогут вернуться жить в Россию.
— В честь кого вы названы Людмилой? — Я названа в честь моей бабушки Людмилы, а мой брат — в честь моего дедушки Добри. Наша семья названа в честь нашего прадеда Балу, который был строительным подрядчиком в Шумене и богатым человеком. Поэтому все его дети получили образование в России, в Санкт—Петербурге. Потом все они вернулись в Болгарию, только мой дед Добри, как я уже говорил, остался в России, в Москве, где работал на текстильных фабриках своего тестя.
— Сохранился ли русский язык в вашей семье? Дома говорили по—русски. Каждое воскресенье мы ходили в русскую церковь, а по вечерам русские семьи приходили на чай. Мой отец играл на гитаре и балалайке, пели русские песни. Шли годы, один за другим уходили старшие, разъезжались младшие, но традиции в семье остались. С детьми и внуками я говорю по—русски. Они отвечают по—болгарски, но, если нужно, тоже говорят.
— Что конкретно связывает вас с церковью Святого Пантелеймона, более известной в нашей стране как «церковь белой гвардии«?
— Здесь есть о чем поговорить. Своей связью с храмом я обязан своим родителям, особенно отцу, который был ведущей фигурой в общей жизни храма Святого Пантелеимона. Я не помню, когда храм был закрыт и в нем не проводились службы. В 1974 году при русской церкви Николая Чудотворца был воссоздан церковный совет. Он состоял из 5 человек, и папа был одним из них. Ему и Александру Редьки было поручено возобновить деятельность храма св. Пантелеймона«. Г—н Редьки занялся ремонтом, а папа собрал небольшой любительский хор, восстановил ноты и богослужебные книги. Он стал чтецом и руководителем хора. Мама тоже пела в хоре и помогала ему в трудах. Он также восстановил сестричество, основной деятельностью которого была помощь материально нуждающимся россиянам и уход за больными. Мама всегда была рядом с ним. Постепенно они включили в свою деятельность меня и моего брата. Мне больше всего нравилось петь, и когда отец умер, я заменил его в качестве руководителя хора.
— Вы по—прежнему часто посещаете службы в храме. Передаете ли вы веру и любовь к Богу следующему поколению? — Мы с мужем бываем в храме каждое воскресенье и по большим праздникам. Один из наших внуков, который был рукоположен в иподиаконы и помогает в алтаре, и наша внучка ходят с нами. Наш старший внук тоже иподиакон и последние четыре года был певчим и чтецом в церкви Святого Благовещения в Дружбе, где мы живем.
«>
— Подготовка к юбилею началась два года назад. Благодаря отцу Димитру были покрашены стены в церкви, почти закончены фрески в алтаре, полностью обновлен и отремонтирован притвор. Недавно в Свято—Пантелеимоновском храме начал служить отец Серафим, и он со своим старцем закончил сад во дворе храма. Отец Димитрий напечатал программу торжеств, в которой центральное место занимает торжественная Святая Месса 27 июля.
Наверное, я что—то упускаю, но как член церковного совета я хотел бы поблагодарить отца Димитара за его большие усилия по обеспечению благополучия храма и заверить его, что мы всегда поддерживаем его инициативы.
— Я пожелаю, чтобы милость Божия была над всеми нами, чтобы мы укреплялись в вере, потому что только вера в Бога поможет нам жить в это трудное время. Пусть мы сохраним любовь, пусть мы будем жить по Божьим заповедям, как жили наши предки, и пусть мы станем наследниками Царства Небесного.
Интервью с Олей Аль—Ахмед
«>
«>
«>
«>