Дуйсбург — когда китайцы уезжают

Дуйсбург - когда китайцы уезжают

Небольшой город в промышленном сердце Германии, Дуйсбург известен в нашей стране в основном благодаря периодически возникающим проблемам, связанным с проживающими там болгарскими гражданами. Однако с глобальной точки зрения город с населением менее полумиллиона человек отражает взлеты и падения отношений между двумя самыми мощными экономиками мира — европейским лидером Германией и азиатским мегагигантом Китаем.

Что ставит его в центр не только германо-китайских отношений, но и стратегии Пекина по возрождению древнего Шелкового пути через сеть морских, автомобильных и железнодорожных маршрутов через Азию, Европу и Африку, так это его расположение — на северо-западе, наиболее промышленно развитая часть Германии, в центре агломерации, включающей важные производственные центры Дюссельдорф и Эссен, близко и хорошо связан с основными портами Нидерландов и находится в месте слияния реки Рур и Рейна. Такое сочетание дает Дуйсбургу возможность стать связующим звеном между трансконтинентальными грузовыми перевозками по морю и железной дороге, а также с внутренними транспортными коридорами всей Европы.

Городу было отведено ключевое место в железнодорожной сети, начинающейся от восточного побережья Китая и идущей в трех направлениях через Азию и Европу.

В 2011 году в Дуйсбург прибыл первый поезд China Railway Express — альтернатива трансокеанским контейнеровозам, открывшая новую главу в наземных перевозках между Китаем и Европой, а в 2014 году Дуйсбург посетил председатель КНР Си Цзиньпин, чтобы официально объявить его порт европейской конечной точкой мега-инициативы «Один пояс, один путь».

Перспектива китайских инвестиций и новых торговых возможностей стала источником надежды на новый бум после того, как экономика всего региона сильно пострадала от упадка сталелитейной и угольной промышленности в 1990-х годах и в первые годы 21 века.

Только в порту Дуйсбурга было инвестировано 100 млн евро в строительство крупнейшего в Европе терминала по перевалке контейнеров во внутреннем порту. Китайский государственный гигант морских перевозок COSCO (КОСКО) приобрел 30-процентную долю в проекте, который местные жители называют просто «китайским терминалом». Транспортные возможности привлекли множество других компаний, и сейчас в Дуйсбурге работают торговые представительства почти 100 китайских фирм. Из-за прямой связи с мегаполисом Нанкин, расположенным на промышленном востоке Китая, китайская компания NGC, производящая ветровые турбины, например, открыла свою европейскую штаб-квартиру в западногерманском городе, пишет японская газета. «Никея».

Однако в последнее время будущее выглядит мрачным — после пандемии Ковида, на фоне продолжающейся войны в Украине и напряженности вокруг Тайваня, и особенно учитывая все более сложные отношения между Германией и Китаем, напряженные, среди прочего, такими вопросами, как права человека и противоречивая торговая практика Пекина.

В 2021 году были похоронены планы по созданию крупного китайского делового центра на Рейне, откуда сотни китайских компаний должны были развивать свои европейские дистрибьюторские сети.

В ноябре Дуйсбург указал на связи Китая с Россией в качестве причины для того, чтобы оставить без продления меморандум о взаимопонимании по масштабному проекту развития «умного города» с китайским технологическим гигантом Huawei.

Однако самый большой удар был нанесен, когда примерно в то же время стало известно, что COSCO тихо отказалась от своей доли в портовом проекте в июне. И хотя в немецких СМИ продолжаются споры о том, политические или экономические соображения стояли за этим решением, похоже, что китайская общественность все больше сомневается в том, что Дуйсбург по-прежнему является хорошим местом для ведения бизнеса, а местное население сомневается в преимуществах этого партнерства.

Тем временем Германия приступила к пересмотру своих отношений с Пекином и, как ожидается, через несколько недель представит новые ориентиры политики Берлина в отношении Китая.

Согласно проектам документов, немецкие законодатели настаивают на значительно более жесткой позиции и снижении экономической зависимости от азиатского гиганта. Более радикальные предложения включают ограничение инвестиций в Китай и более строгий контроль за компаниями, чей бизнес слишком зависит от Пекина.

Недавно Федеральное ведомство по защите конституции также выступило с предупреждением о растущем влиянии китайских компаний в Германии.

Земля Северный Рейн-Вестфалия, где расположен Дуйсбург, также намерена пересмотреть свои отношения с Китаем, сообщило региональное СМИ WDR.

В провинции насчитывается около 1 000 компаний, полностью или частично находящихся в руках китайцев, а объем региональной торговли с Китаем в прошлом году достиг почти 48 миллиардов евро.

Однако страх попасть в зависимость от непредсказуемого автократического режима, особенно учитывая то, что произошло в германо-российских отношениях за последний год, слишком велик, и региональные власти намерены стимулировать местные компании к созданию новых рынков и цепочек поставок.

Региональное правительство давно поддерживает китайские инвестиции через свою платформу «NRW.Global Business» — пять из 16 зарубежных представительств находятся в Китае. Но теперь региональное министерство экономики объявило, что услуги, предлагаемые «NRW.Global Business» для китайского рынка, реструктурируются.

Канцлер Германии Олаф Шольц стал первым европейским лидером, посетившим Пекин после того, как Си Цзиньпин получил третий срок на посту лидера партии на съезде Коммунистической партии в октябре прошлого года. Этот визит показал всю двойственность отношения Германии к азиатскому гиганту — с одной стороны, попытки занять более жесткую позицию, а с другой — нежелание потерять этот огромный источник экономических возможностей.

Но, возможно, ничто не является лучшей «лакмусовой бумажкой», чем настроение в студенческой среде, среди молодых людей, которые определяют направление своей будущей карьеры. Около 2 000 китайских граждан учатся в Дуйсбург-Эссенском университете — одном из крупнейших сообществ среди немецких университетов благодаря партнерству по академическому обмену, подписанному с китайской провинцией Ухань еще в 1982 году. Однако это сообщество чрезвычайно замкнуто и слабо связано с местной социальной и деловой средой.

В то же время, ухудшение имиджа Пекина делает планирование карьеры, направленное на Китай, непопулярным среди немецких студентов, говорит он газете. «Антония Хмаиди, аналитик Merics, китайского аналитического центра в Берлине, которая ранее преподавала в университете, говорит Nikkei. «Отношения с Китаем стали более политизированными, чем несколько лет назад. После того, как правительство Германии опубликует свою новую китайскую стратегию, общий климат, скорее всего, еще больше ухудшится, что, вероятно, приведет к дальнейшему охлаждению деловых отношений Дуйсбурга с Китаем», — резюмирует она.