ЕС близок к соглашению по реформе бюджетных правил

ЕС близок к соглашению по реформе бюджетных правил

Министры финансов Европейского союза близки к согласованию общих принципов реформирования бюджетных правил ЕС, чтобы привести их в соответствие с постпандемическими экономическими реалиями, но в документе говорится, что важные детали еще не согласованы, сообщает Reuters со ссылкой на BTA.

Проект итоговой декларации, принятый на сегодняшней встрече министров финансов 27 стран ЕС, показывает, что они поддерживают большую часть предложения Европейской комиссии, представленного в ноябре прошлого года, но его реализация на практике по-прежнему сталкивается с рядом проблем.

Каковы неоспоримые правила

Министры финансов ЕС согласовали некоторые ключевые предложения. Комиссия намерена не менять правило, согласно которому дефицит бюджета каждой страны ЕС не должен превышать 3 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП), а государственный долг должен быть ниже 60 процентов от ВВП.

Правительства стран с более высоким уровнем задолженности смогут согласовывать с Комиссией индивидуальные планы сокращения долга. Они связаны с осуществлением реформ и инвестиций, что позволяет отступить от универсального правила, которое предусматривает ежегодное сокращение долга страны на 1/20 часть от верхней границы, превышающей 60 процентов ее валового внутреннего продукта.

Поскольку государственные долги многих стран ЕС значительно превышают предел, установленный бюджетными правилами, у них будет период от 4 до 7 лет для их сокращения. С этой целью будут составлены индивидуальные планы сокращения долгов отдельных стран, которые будут согласованы с Комиссией на основе ее анализа «долговой устойчивости».

Правительство страны может договориться о более длительном периоде сокращения долга, если оно обещает провести реформы и осуществить инвестиции, способствующие экономическому росту и устойчивости, укреплению государственных финансов или решению стратегических приоритетов ЕС, таких как «зеленый» и цифровой переход или укрепление обороноспособности.

Какие вопросы до сих пор вызывают споры

Некоторые предложения Комиссии еще не согласованы. Основной спорный вопрос связан с методологией, на основе которой Еврокомиссия будет анализировать устойчивость долга отдельных стран. На основе этих анализов с отдельными странами будут заключаться соглашения о сокращении государственного долга, если он превышает 60 процентов от валового внутреннего продукта. Эти соглашения могут включать ограничения на заимствования и расходы национальных правительств сверх определенных лимитов.

Еще один спорный вопрос — нужно ли вводить конкретные числовые критерии для снижения долга каждой страны, которые должны быть общими для всех стран.

Среди других вопросов, по которым не было достигнуто соглашение, — каковы должны быть требования к странам, не имеющим серьезных проблем с управлением государственным долгом, когда правительству страны может быть предоставлено больше времени для реализации мер по сокращению долга и как реализовать планы, согласованные с ЕК.