Контроль за компаниями, предоставляющими быстрые займы, должен быть серьезным, поскольку они предоставляют услугу, которая, с одной стороны, очень популярна, а с другой — среди очень большой части общества нет достаточного знания и понимания ее специфики. Более того, продукт в основном используется уязвимыми группами потребителей — людьми, которые срочно и безотлагательно нуждаются в средствах, не соответствуют более высоким требованиям банков или уже имеют невозвратные кредиты и плохой CDD. Эти люди едва ли могут защитить себя.
Об этом в студии радио bTV рассказала Габриэла Руменова, основатель онлайн-платформы «Мы, потребители».
«Когда человек получает быстрый кредит, обычно его финансовое положение не радужное. Поэтому бывают ситуации, когда после получения кредита и невозможности его погашения берется еще один, чтобы погасить первый и покрыть предстоящие неотложные расходы. Таким образом, не мало людей попадают в долговую спираль, из которой очень трудно выбраться», — сказала она.
Эксперт отметил, что, несмотря на менее выгодные условия компаний, предоставляющих быстрые займы, интерес к этому виду кредитования растет. Руменова привела результаты анализа одного из крупнейших в стране агентств маркетинговых исследований, согласно которым 12% респондентов покупали подарки к праздникам в кредит, и отметила, что это значительно больше, чем в предыдущий период, когда их было всего 3%.
«Беспроцентный» не означает бесплатный кредит, потому что процентов может не быть или они могут быть очень маленькими, но это происходит за счет введения различных комиссий. Например, комиссия за банковский перевод или за внесение денег в кассу — они входят в стоимость кредита, сказала Габриэла Руменова в ответ на вопрос ведущей Надежды Васильевой, существуют ли беспроцентные кредиты, как нам обещают в рекламе.
Случаются и недобросовестные практики. «При подаче заявки на кредит некоторые реквизиты не были заполнены (в нарушение закона). Неполным реквизитом может быть сумма кредита. Если мы подписываем и передаем кредитору полузаполненную форму, мы оставляем в его руках возможность заполнить недостающие данные в наше отсутствие и без нашего подтверждения. Он может внести большую сумму, которая будет распределена. Отсюда и более высокая сумма взносов», — привела пример Габриэла Руменова. Она добавила: «При выборе кредита очень важен размер выплат — неплохо даже проконсультироваться со специалистом, каким он должен быть в зависимости от нашего ежемесячного дохода, чтобы не столкнуться с трудностями при погашении».
Руменова пояснила, что компании, предоставляющие быстрые займы, подлежат регистрации в БНБ. Контроль над общими условиями и коммерческой практикой входит в обязанности Комиссии по защите прав потребителей, и профилактика имеет первостепенное значение. «УПК имеет возможность заранее изучить общие условия на предмет возможных несправедливых положений. Если таковых нет, только тогда он должен утвердить их, и они вступят в силу. Если таковые имеются, следует попросить компанию удалить их. Если компания этого не делает, надзорный орган должен передать их в компетентный суд с просьбой признать их недействительными», — добавила она.
По ее словам, ни в коем случае нельзя доверять рекламе кредитов в городской среде, когда нет никакой информации о кредиторе. «Мы не знаем, кто предлагает нам этот кредит. Вполне вероятно, что эти лица не хотят давать нам деньги, а собирают наши личные данные, а потом даже сами берут кредит от нашего имени», — сказала она и рекомендовала всегда проверять кредитора в публичном реестре финансовых учреждений Болгарии, доступном на сайте Болгарского национального банка.