КТК оштрафовал «Лукойл-Болгария» на 67,8 млн. левов за ценовое сжатие

КТК оштрафовал

Комиссия по защите конкуренции (КЗК) наложила денежную санкцию в размере 67 771 454 левов на ООО «Лукойл-Болгария» за злоупотребление доминирующим положением путем применения ценового сжатия в отношении конкурентов компании. Сжатие цен было применено компанией в оптовой торговле моторным топливом в стране, «что может препятствовать, ограничивать или искажать конкуренцию на рынках топлива и затрагивать интересы потребителей», говорится в заявлении антимонопольного органа.

Подробнее об этой теме

Вот как КПК объясняет свое решение.

Расследование было начато по запросу компании OMV Bulgaria Ltd. в связи с серьезными опасениями по поводу нарушения конкуренции на топливных рынках страны со стороны компании Lukoil Bulgaria Ltd. К этому запросу впоследствии присоединился запрос от компании Insa Oil Ltd и сигналы от участников оптового рынка.

ЦПК отмечает, что в рамках этого дела он собрал «огромное количество информации от ООО «Лукойл-Болгария», «Лукойл Нефтохим Бургас АД», Таможенного агентства и почти всех крупных трейдеров и владельцев топливных складов».

И в результате, «благодаря своевременному вмешательству КЗК, была предотвращена целенаправленная стратегия Lukoil-Bulgaria EOOD по постепенному захвату оптового топливного рынка».

Компания пытается создать впечатление, что ее новая ценовая политика, навязанная розничным торговцам в 2021 году, приведет к снижению цен для конечного потребителя. В этой связи ЦПК указывает, что «поскольку такое поведение хорошо известно антимонопольным органам ЕС… на практике единственный интерес доминирующего предприятия, которым, несомненно, является ООО «Лукойл-Болгария», заключается в устранении своих конкурентов и в долгосрочной перспективе навязывании потребителям более высоких цен в одностороннем порядке».

В этой связи ГПК указывает, что «именно оптовики и держатели налоговых складов являются единственными, кто может противостоять доминирующему предприятию, оказывая определенное конкурентное давление, поскольку они имеют возможность импортировать или поставлять топливо с альтернативных нефтеперерабатывающих заводов».

Сообщение антимонопольного ведомства продолжается «некоторыми основными фактами», которые развивают его выводы по результатам проверки и анализа и которые мы представляем вам без редакционного вмешательства:

«Лукойл-Болгария Лтд» владеет более чем половиной рынка и является лидером в оптовой торговле моторным топливом. Она является частью группы «Лукойл», которая обладает уникальной логистической, складской и транспортной инфраструктурой со стратегическим географическим положением и работает по всей цепочке от производства топлива до его продажи конечным потребителям.

Комиссия установила, что Lukoil-Bulgaria EOOD реализовала комплексную стратегию по ограничению конкуренции в оптовой торговле топливом в стране. Посредством изменений в ценовой политике в рамках 2021 года компания полностью отменила скидки на количество, которые она предоставляла при оптовой торговле моторным топливом в режиме отложенного акциза, в то время как торговцы, приобретающие топливо, оплаченное акцизом, со складов ООО «Лукойл-Болгария», получали дополнительную скидку. На соответствующих рынках применялась односторонняя ценовая политика, что привело к существованию так называемого «ценового сжатия». Об этом нарушении свидетельствуют и тесты, проведенные в соответствии с европейской экономической теорией и практикой. В результате ценового сжатия конкуренты доминирующего предприятия, которые могут влиять только на ценовую политику ООО «Лукойл-Болгария», не могли эффективно противостоять друг другу по цене, что привело к оттоку клиентов, финансовым потерям и уходу с рынка. Помимо устранения конкуренции, такое поведение также снижает стимулы для потенциальных новых трейдеров и инвесторов к выходу и расширению на топливных рынках, что в конечном итоге нанесет ущерб конечным потребителям. Учитывая взаимосвязь оптового и розничного рынков автомобильного топлива, повышение оптовых цен на топливо из-за ослабления конкурентного давления в результате поведения ООО «Лукойл-Болгария» немедленно отразится на ценах на автомобильное топливо, предлагаемое станциями технического обслуживания, что, как известно, имеет большое социально-экономическое значение.»

ЦПК также отмечает, что в результате своих активных действий в ходе расследования «Lukoil-Bulgaria EOOD изменила и исправила свое поведение, что является важнейшей задачей антимонопольного органа, а именно обеспечение защиты и условий для расширения конкуренции».

В конце уведомления отмечается, что решение может быть обжаловано в Административном суде — Софийский регион сторонами и любым третьим лицом, имеющим юридический интерес, в течение 14 дней, а также адрес, по которому можно ознакомиться с полным текстом решения — в публичном электронном реестре ГПК.