Минфин предлагает новый единовременный налог для всех компаний со сверхприбылью

Минфин предлагает новый единовременный налог для всех компаний со сверхприбылью

Черный сценарий для государственных финансов написала временный министр Росица Велкова. По ее словам, существует ряд рисков для государства из-за огромного дефицита бюджета в 6,9% ВВП, который ожидается в этом году. Чтобы избежать этого, Минфин предложит налоговые изменения, которые приведут к росту доходов. Также будут предложены меры по резкому сокращению расходов. Цель — представить проект бюджета в Национальное собрание с дефицитом в 3%. Однако неясно, будут ли предложенные налоговые изменения и проект бюджета одобрены новым составом Национального собрания. Проект бюджета будет вынесен на общественное обсуждение сразу после выборов, чтобы пройти согласование и быть представленным в Национальное собрание к концу апреля. Временное правительство готовит проект в связи с приближающимися сроками вокруг истекающего закона о продлении срока действия бюджета на 2022 год.


НОВЫЙ НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ ДЛЯ ВСЕХ

Минфин предлагает ввести новый налог на сверхприбыль для всех юридических лиц на второе полугодие. Это будет единовременный налог на сверхприбыль всех компаний с использованием определения, введенного ЕС для топливного сектора. «За основу будет взята средняя прибыль за 2019, 2020 и 2021 годы, которая будет увеличена на 20%, а разница с прибылью 2022 года будет облагаться налогом в размере 33%», — пояснила министр финансов Росица Велкова. Налог начнет взиматься с середины 2023 года по аналогии с авансовым начислением корпоративного налога, а в 2024 году будет произведена очистка.

Кроме того, все государственные предприятия должны будут перечислять государству 100% налога на дивиденды, без исключений. Плата за проезд по платным и концессионным дорогам должна быть увеличена с учетом инфляции. Некоторые временные налоговые льготы — пониженные ставки НДС и пониженные ставки акцизного сбора — будут отменены, а акцизный сбор на электронные сигареты будет повышен. Будет сохранена низкая ставка НДС на хлеб, муку, детское питание и книги, а для ресторанов и спортивных сооружений будет восстановлена 20-процентная ставка. Будет усилен фискальный контроль за рискованными товарами — введено авансовое декларирование НДС. Ожидается, что новые меры в части доходов дадут положительный эффект в виде дополнительных поступлений в казну в размере 6 млрд. левов.


СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ

Министерство финансов предлагает в 2023 году не повышать зарплату госслужащим. Повышение на 10% будет разрешено только в тех структурах, где в 2022 году не было повышения. Будут сокращены командировочные, представительские и суточные расходы. Будет установлен традиционный буфер в бюджете — министерства будут получать 90% своего бюджета и использовать оставшиеся 10% в последнем квартале только при соблюдении баланса, т.е. дефицит не превысит установленные 3%. Будет запрещено передавать заложенные в бюджет капитальные расходы, которые не были использованы для финансирования других видов расходов. Эти меры обеспечат реализацию политики расходов, например, запланированное на июль обновление пенсионной системы.

«Это не означает, что государству грозит банкротство, как об этом говорят. Оно никак не может оказаться перед лицом банкротства, принимая меры для бюджета с дефицитом до 3%», — сказала Велкова. Она отметила, что если Народное собрание поддастся искушению принять бюджет с дефицитом более 3%, Болгария рискует потерять шансы на вступление в еврозону, начать процедуру чрезмерного дефицита, необходимость взять на себя новый долг и удорожание долга. «Потеря перспективы вступления в еврозону может привести к повышению процентных ставок по долгу, могут возникнуть проблемы с размещением достаточно больших объемов долга и необходимость взять долг у МВФ», — сказала Велкова.


ПОЧЕМУ ВВОДЯТСЯ МЕРЫ

Если доходы не будут обеспечены в срочном порядке, это может привести к очень мрачным сценариям. МВФ, возможно, придется занимать деньги, если Минфин не сможет обеспечить долг на международных рынках. Наше вступление в еврозону будет отложено на неопределенный срок». «Чисто теоретически существует даже риск изменения существующего курса лева по отношению к евро», — пояснил министр финансов.

Таковы некоторые из рисков, перечисленных в проекте постановления Совета министров об утверждении параметров, допущений и мер по разработке закона о государственном бюджете на 2023 год, рассмотренном сегодня на заседании временного кабинета министров.

«Оценки, разработанные Министерством финансов, показывают, что если политика, принятая в 2022 году, останется в силе и отразит фискальные последствия принятых нормативных актов, предопределяющих доходы и расходы, то эффект за полный год 2023 года подразумевает значительное ухудшение баланса бюджета общего правительства на 6,9% ВВП, о чем Министерство финансов сигнализировало еще в августе прошлого года», — написал министр финансов.

И он добавляет, что это результат политических мер, принятых несколькими последними Национальными собраниями — налоговые льготы и снижение налоговых ставок с негативным влиянием на доходы бюджета, увеличение расходов постоянного характера (таких как пенсии, социальные расходы и заработная плата), а также нереализованные европейские и национальные инвестиционные программы.

Поскольку некоторые из мер, принятых 47-м Национальным собранием в 2022 году, вступили в силу в конце года, дефицит 2022 года остался в пределах фискальных ограничений национального законодательства и законодательства ЕС. Однако эффект от реализации этих мер в течение всего года и перенос нереализованных инвестиционных расходов приводит к значительному увеличению расходов бюджета на 2023 год, и в среднесрочной перспективе дефицит вновь окажется в диапазоне 6-7% ВВП.»

При таких параметрах, без принятия мер по консолидации, возникают следующие риски:

1. Устойчивая фискальная устойчивость серьезно ухудшается в среднесрочной перспективе;

2. Изменение структуры расходов в пользу фиксированных расходов на социальные выплаты и заработную плату и отсутствие гибкости для отказа от существующих и реализации новых политик и программ;

3. Риск включения нашей страны в процедуру чрезмерного бюджетного дефицита возрастает на основании прогнозов нарушений фискальных правил, что порождает обязательства по принятию немедленных корректирующих мер, несоблюдение которых может привести к санкциям со стороны Европейской комиссии, включая приостановку выплат ЕС;

4. Отложить на неопределенный срок вступление страны в еврозону или установить условия для изменения фиксированного в настоящее время обменного курса лева по отношению к евро;

5. Вероятность ухудшения кредитного рейтинга страны;

6. Рост стоимости долгового финансирования и трудности с выпуском внешних и внутренних займов, что создаст проблемы с ликвидностью для финансирования бюджетных расходов, а также приведет к значительному росту процентных расходов на обслуживание долга. При таком сценарии нашей стране может потребоваться заимствование у МВФ, который также наложит ограничительные фискальные требования в качестве условия предоставления займа;

7. Если обозначенные негативные тенденции дефицита сохранятся, увеличится вероятность приближения к верхним границам долгового критерия в 60% ВВП ускоренными темпами.

«Чтобы преодолеть эти риски, правительство должно приложить все усилия для соблюдения цифровых фискальных правил и ограничений в рамках PFM, соответственно, предложить меры по постоянной консолидации доходов и расходов для достижения целевых показателей дефицита на период 2023-2026 годов», — сказала министр финансов Росица Велкова-Зелева.