Несмотря на решение Национального собрания обязать правительство сохранить угольные мощности до 2038 года, Стратегия устойчивого энергетического развития признает, что из-за высоких цен на выбросы угольные электростанции теряют свою конкурентоспособность после 2030 года. Доктор Мария Трифонова, заместитель председателя Комиссии по энергетическому переходу Европейского консультативного совета по «зеленой сделке», рассказала 3eNews. Нет никакой связи между этим выводом и территориальными планами справедливого перехода, о которых ничего не слышно с тех пор, как их первый вариант не был утвержден осенью, отметила Трифонова.
Это одно из противоречий политических аргументов и фактов.
Закрытие угольных электростанций связано с поиском правильных альтернатив для населения и бизнеса на местном уровне в наиболее пострадавших регионах — Стара-Загора, Кюстендил и Перник. Планы должны были быть готовы дать новые возможности людям, а не, как говорит д-р Мария Грозева, исполнительный директор Агентства регионального и экономического развития, создать большой мегазавод по производству аккумуляторов, который не был представлен людям. Это дало возможность самым разным интересам оседлать общественное недовольство и скомпрометировать идею «Зеленого перехода».
Но Министерство экономики категорически заявило, что Планы не будут представлены в Европейскую комиссию. Оказывается, у Комиссии тоже был к ним ряд замечаний, в первую очередь из-за отсутствия прозрачности. Процесс непрозрачности возмутил всех и взорвал профсоюзы, сказала Грозева.
Первые 100 миллионов евро в рамках Механизма справедливого перехода уже потеряны для Болгарии, и из-за задержки мы можем потерять следующий транш в размере 100 миллионов евро, сказала д-р Мария Трифонова. Видимо, государство решило, что ему не нужны эти средства для компенсации и развития альтернативной занятости для работников шахт и угольных заводов, добавила она.
Отказ от фондов ЕС на «зеленые» преобразования, альтернативные инвестиции и переподготовку пострадавшей рабочей силы практически саботирует весь переходный процесс в стране, сказала Трифонова. Средства уже необходимы для Кюстендила и Перника, а в ближайшее время потребуются для Стара-Загоры. Хотя регион обладает исключительным промышленным потенциалом и предприятия региона утверждают, что высвобождаемая рабочая сила будет накоплена в течение нескольких месяцев, важно, чтобы стратегические документы были синхронизированы и оценивали возможные риски, затраты и конкретные возможности.
Этот тезис подтверждают высокопоставленные источники из Брюсселя, по словам которых необъяснимо, почему Болгария отказывается финансировать необходимый ей справедливый переход.
3eNews ожидает официальных ответов от Министерства энергетики о причинах задержки в подготовке территориальных планов и дальнейших шагах. Но до сих пор мы не получили никаких ответов.
И хотя планы и их экологическая оценка опубликованы на сайте Министерства энергетики, мы понимаем, что на самом деле они не будут представлены в Европейскую комиссию и будут пересмотрены. И взяв на себя обязательства по сокращению выбросов углекислого газа, в какой-то момент мы сдаемся и просим пересмотреть план восстановления. Интересно, какие аргументы мы будем использовать, чтобы потребовать таких изменений от Европейской комиссии?
И нам интересно, какова роль Комиссии по энергетическому переходу Европейского консультативного совета по «зеленой сделке» в подготовке почвы для этого решения членов парламента две недели назад отказаться от 40-процентного обязательства по сокращению выбросов углерода.
Мы не защищаем цель, не участвовали в переговорах по ней, не защищаем пересмотр договора, мы даже не знаем, возможно ли это, и если возможно, то при каких последствиях для страны, прокомментировал далее заместитель председателя Комиссии по энергетическому переходу. Рассмотрение различных сценариев говорит нам только о том, что достижение этой цели связано с необходимостью более быстрых действий, больших объемов инвестиций в альтернативные мощности в более ранние сроки. Но если сравнивать требуемые инвестиции в энергетический переход в долгосрочной перспективе, то разница невелика. Но это более раннее сокращение выбросов экономит государству деньги на покупку квот на выбросы парниковых газов, убеждена Трифонова. Должны ли мы тогда искать политические, а не экспертные аргументы?
«Роль Комиссии заключается в том, чтобы наметить возможные сценарии и пути декарбонизации болгарского энергетического сектора, а также возможные меры для справедливого перехода, определить потребности в финансировании, оценить экологические и социально-экономические последствия. Ожидается, что разработка сценариев и отчета будет способствовать своевременной доработке территориальных планов справедливого перехода для угледобывающих регионов», — прокомментировала Трифонова.
Комиссия по энергетическому переходу готовит два альтернативных варианта отказа от угля
Комиссия по энергетическому переходу была сформирована в рамках реформы Национального плана восстановления и устойчивого развития, как один из экспертных комитетов Консультативного совета по «зеленой сделке». В его состав входят представители 40 организаций, включая угольные предприятия, неправительственные организации, деловые организации, экологические организации, научные круги, профсоюзы, отраслевые ассоциации и ассоциации работодателей. Согласно техническому заданию, Комиссия готовит два альтернативных сценария вывода из эксплуатации угольных электростанций с различными горизонтами, а результаты анализа должны стать основой для дорожной карты по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Помимо встреч с участием различных заинтересованных сторон, в последние месяцы был проведен ряд встреч с техническими группами Европейской Комиссии для обсуждения данных, используемых при моделировании сценариев, набора входных параметров и всех деталей, связанных с подготовкой сценариев.
Моделирование проводится для того, чтобы дать все возможные решения, независимо от политической ситуации
Первый сценарий предусматривает закрытие угольных электростанций к 2030 году. Другой предусматривает поэтапное закрытие угольных мощностей к 2038 году. Это моделирование, которое, независимо от политической ситуации, дает все возможные решения, которые мы имели бы в обоих сценариях. Возможно, что по рыночным причинам угольные станции могут закрыться к 2030 году или их работа может быть сокращена из-за экологических норм. К этому моменту стоимость загрязнения мелкодисперсными частицами может быть оценена примерно в 42 миллиона евро, при этом штрафы рассчитываются по дням (C-488/15) до тех пор, пока загрязнение не будет остановлено. Также в ближайшее время будет вынесено решение по делу о превышении предельных значений диоксида серы в результате сжигания угля (C-730/19).
Моделирование основано на сочетании двух инструментов. Первая — это открытая модель, которая охватывает всю экономику и прогнозирует потребление энергии по секторам до 2050 г. Важно учитывать развитие других секторов, так, например, повышая энергоэффективность в секторе зданий, мы не только ограничиваем потребность в производстве электроэнергии, но и смягчаем высокие, пиковые уровни потребления в определенное время дня или года. С другой стороны, электрификация транспортного сектора и проникновение большего количества электромобилей повышают спрос на энергию, но этот спрос можно стимулировать, когда у нас есть излишки вырабатываемой электроэнергии.
Результаты по спросу первой модели используются в качестве исходных данных для второй модели, задачей которой является моделирование энергосистемы час за часом и продвижение экономически эффективного сочетания вариантов технологий для производства и хранения энергии.
Естественно, мы также моделируем обязательства Болгарии в Национальном плане восстановления и устойчивого развития по сокращению выбросов в энергетическом секторе на 40%. Это означает ограничение почти 8 ТВтч энергии, производимой угольными электростанциями, и достижение уровня эксплуатации, характерного для лет до энергетического кризиса, когда их производство было ограничено из-за высоких цен на выбросы парниковых газов и гораздо более низких рыночных цен на электроэнергию, подчеркнула Трифонова.
В регионе нет недостатка в электроэнергии, как пытается убедить нас кабинет министров в представленной стратегии устойчивого энергетического развития. В цитируемом там отчете ESO от ноября 2022 года четко говорится, что нет никаких рисков для адекватности системы для 700 проведенных симуляций, которые включают достижение цели NAP по сокращению выбросов углерода от сжигания угля на 40% к 2026 году.
Работа основана на моделях, предоставленных угольными станциями, поскольку в Болгарии нет национальной модели
Обеспокоенность и недоверие к моделированию Комиссии по энергетическому переходу вызывает ее зависимость от моделей, предоставленных извне, при этом работа консультантов Compass Lexecon была предоставлена двумя американскими угольными заводами. Но у болгарских институтов нет национальной модели и опыта работы с ней для обеспечения независимых прогнозов, основанных на данных по конкретной стране. С другой стороны, важно, чтобы результаты работы КЭП были достоверными и указывали на реалистичные меры и шаги по осуществлению энергетического перехода, поскольку его отчет будет представлен Европейскому консультативному совету по «зеленой сделке» и Национальной ассамблее, которая будет голосовать по конкретной дате на основе представленных фактов. Таким образом, получается, что политики заговорили раньше экспертов.
После решения депутатов двухнедельной давности понятно, как они будут голосовать, хотя это решение было популистским, а экспертные оценки и анализы не обсуждались ни в Комитете по энергетике, ни в зале, подчеркнула Трифонова.
Но почему эксперты медлили? Ожидалось, что мы будем готовы к концу ноября, но в конце октября моделирование показало противоречивые результаты, которые вызвали ряд вопросов как у членов CEP, так и у представителей Европейской комиссии. Сейчас мы повторяем моделирование, и КЭП не может собраться до тех пор, пока не будут устранены все замечания или сомнения по поводу противоречивых данных. Обновленные и более точные результаты ожидаются, скорее всего, в феврале, сказал заместитель председателя Комиссии по энергетическому переходу.
Спорные результаты моделирования вызывают опасения по поводу манипуляций, замедляющих процесс
Стратегия устойчивого энергетического развития, представленная временным кабинетом министров, похоже, пытается пропустить полномочия Комиссии по энергетическому переходу, хотя в ней несколько раз упоминается ее работа, документ не рассматривался на заседаниях КЭП, в нем также не учитываются согласованные предположения о техническом потенциале возобновляемых источников энергии и сделанные рекомендации.
В стратегии не учтена цель по сокращению выбросов углерода на 40% в сценарии, предложенном Министерством энергетики, в то время как Комиссия по энергетическому переходу обязана предусмотреть ее в подготовленных сценариях, поскольку она является основным элементом НПДА и вряд ли будет пересмотрена. Авторы Стратегии также не согласовали свою работу с текущим обновлением Национального плана по энергетике и климату (NECP). В соответствии с Положением об управлении Энергетическим союзом и действиях в области климата [1], государства-члены должны использовать согласованный с ЕС подход в своих действиях в области энергетики и климата, а интегрированные НПДООС являются центральным инструментом стратегического планирования. Болгария в настоящее время получает техническую помощь от ЕК для обновления этих планов, но консультанты не были знакомы с проектом стратегического видения Министерства энергетики, что также вызывает озабоченность, сказали эксперты.
3e-news.net