На

На

Со стороны временного правительства раздается канонада идей о том, как сделать продукты питания в магазинах дешевле. Однако пока все остается на уровне благих намерений, и нет четкой стратегии, как обуздать инфляцию. Государство изводит торговцев всевозможными проверками со стороны ЦПК, БАХБ и НРА, после чего вскрылся целый ряд нарушений в маркировке продуктов питания, их весе, сроках годности и т. д. Однако эти учреждения не имеют никакого отношения к ценам.


Последняя идея временного правительства заключается в том, чтобы установить потолок наценок, которые торговцы накладывают на конечного потребителя. «Мы рассматриваем возможность введения такой наценки на основные продукты и товары, от 50 до 100 наименований из малой потребительской корзины», — пояснил в телеинтервью вице-премьер Христо Алексиев. По его словам, наценка на эти основные продукты питания должна составлять до 10 процентов. Первоначально правительство будет вести переговоры с гипермаркетами на добровольной основе. Если соглашение не будет достигнуто, план «Б» заключается в том, чтобы ввести правило на законодательном уровне. «Это может произойти через решение Совета министров, через нормативный акт. В любом случае, это должно произойти. Идея заключается в том, чтобы договориться о том, к каким продуктам это будет относиться», — пояснил Алексиев. По его логике, это не сильно запутает счета торговых компаний, поскольку «ценовые вожжи» будут наложены только на 100 товаров, а сети продают тысячи наименований и поэтому могут маневрировать ценами.

Своим новым заявлением на эту деликатную тему вице-премьер, похоже, поставил крест на старой идее — коммерческая надбавка должна быть ограничена 25%. А если предприятия хотят завысить ее еще больше, они должны заранее сообщить об этом в КПК, а комиссия, в свою очередь, должна решить, расследовать ли дело.

Министр экономики Никола Стоянов занимает более оборонительную позицию в этом вопросе и неоднократно заявлял, что не будет вступать в войну с торговыми сетями. Однако он настаивает на увеличении санкций для предприятий. Например: максимальный штраф, который может наложить ГПК, составляет 50 000 левов, независимо от того, насколько велика компания и какой у нее оборот.

Почему клиенты сердятся

Средний болгарин, который хотя бы раз в день слушает новости, знает, что бизнесу не стоит умывать руки от высоких цен с ценой на электроэнергию. С нового года потолок составляет 200 левов за мегаватт-час, сверх него государство покрывает счета за электроэнергию для небытовых потребителей. Это, по крайней мере, означает, что производители и торговцы имеют предсказуемость в своих расходах. Другая крупная статья расходов, топливо, также успокоилась и не должна стать элементом новых, более высоких цен на товары и услуги.

Аргументы бизнеса

«В Kaufland мы имеем от 13 000 до 21 000 наименований товаров. Почти половина продаж в розничной сети в Болгарии приходится на товары со скидками из еженедельных рекламных брошюр», — заявил неделю назад генеральный директор компании Иван Чернев. «Количество товаров сети, которые попадают в рекламные брошюры и уцениваются, составляет от 325 до 400 единиц каждую неделю. Это товары с привлекательными для потребителей ценами», — добавил он.

«Розничные сети получают прибыль от оборота, а не от искусственного повышения цен», — была непреклонна Милена Драгийска, генеральный директор компании Lidl Bulgaria. А произвольное сравнение цен в нашей стране и за рубежом неправомерно по нескольким причинам: поскольку существует дефицит местного сырья и необходим импорт, транспортировка делает конечную цену дороже. Влияют и более высокие субсидии, которые получают фермеры в Европе. «В частности, в Германии НДС на все продукты питания составляет 7%, в то время как здесь он составляет 20%, за исключением хлеба. Кроме того, в Германии розничная сеть дает эффект масштаба — там более 3 200 супермаркетов, а здесь их 116», — рассуждает Драгийска.

Маленькая корзинка

Подвох в словах вице-премьера Христо Алексиева заключается в «малой потребительской корзине». Согласно определению НСИ, она включает 100 «общественно полезных и необходимых товаров и услуг самых низких 20% домохозяйств». Это означает максимально дешевые и низкокачественные основные продукты, а не молоко, масло и яйца как общее понятие.


Предпраздничный скачок яиц

«>

За месяц до Пасхи яйца снова в почете. Их цена с доставкой составляет 45 центов за штуку, что означает, что в рознице они стоят около 50 ст. за размер L. Причем это пловдивский производитель, который загружает предприятие в городе и не имеет больших транспортных расходов. Производители клянутся, что повышения цен больше не ожидается из-за приближающейся Пасхи. А в этом году будет большой импорт из Польши яиц в белой скорлупе, которые предпочтительнее для окрашивания.

Несмотря на оптимизм на нашей земле, данные Евростата свидетельствуют об обратном. Болгария занимает четвертое место среди стран ЕС, в которых в январе 2023 года яйца выросли больше всего по сравнению с первым месяцем предыдущего года (+72,4 процента, по предварительным данным).

С этим товаром цены играют много и в разных направлениях. «В начале января цена, по которой мы заряжали наш магазин, составляла 44 цента за штуку, а в конце месяца она снизилась до 42 центов. В феврале они еще немного снизились, но ралли началось в последние дни короткого месяца. В марте одна зарядка была по 44 цента, а следующая — по 45 центов за штуку», — дал точный отчет менеджер одного из магазинов в Пловдиве.


Пример Франции: 500 товаров продаются за 1 евро

«>

Бюрократия в нашей стране не находит горяченького со своей идеей заключать дружеские соглашения с торговыми сетями о более доступных ценах на основные продукты питания. Это французский патент, в Париже его называют «антиинфляционным кварталом». Он имеет фиксированный срок — с 15 марта по 15 июня. Предприятия будут сами выбирать, какие продукты продавать по максимально низким ценам, и имеют право вообще не присоединяться к призыву правительства.

Генеральный директор крупнейшей в Европе продуктовой сети Carrefour уже объявил, что на продукцию под частными марками будут заморожены цены. 200 продуктов будут предлагаться по цене менее 2 евро. Менее крупная конкурирующая сеть, напротив, снизит цены на 500 продуктов, и в течение трех критических месяцев они будут продаваться по цене менее 1 евро. На выбранных товарах будет размещен логотип с французским флагом и лозунгом «антиинфляционный квартал». Это произошло после того, как в прошлом году Министерство финансов также провело расследование наценок в продуктовых магазинах, но не обнаружило никаких доказательств искусственного завышения цен.

Согласно официальной статистике во Франции, инфляция цен на продукты питания в первом полугодии останется на уровне около 13%.