«Мера скидки в 25 центов на литр топлива является не социальной, а скорее лоббистской. Благодаря этой мере, фактически, «Лукойл» финансируется из государственного бюджета за счет налогов всех людей, независимо от того, есть у них автомобили или нет. Об этом в интервью bTV рассказал временный министр экономики Никола Стоянов.
«Когда эта мера была принята всего за несколько дней, цены на топливо выросли более чем на 30 центов. На практике эта мера позволяет компании даже при более высоких ценах не беспокоиться о том, что люди начнут заправлять меньше топлива, потому что государство финансирует часть цены», — добавил он.
Стоянов пояснил, что они думают в направлении замены этой меры, но из-за зимы и праздников она пока продлена.
Когда люди привыкают к какой-то мере, мы не хотим прекращать ее до того, как у нас появится альтернатива». Конечно, это помощь гражданам. Любая помощь в наше время важна, и именно на пороге зимы и в рождественские праздники мы почувствовали, что нехорошо прекращать эту меру. В настоящее время мы работаем над пакетом мер. Они заменят его позже, поэтому до того, как мы закончим с этим, не следует прекращать эту меру», — добавил он.
Он упомянул об одной из предстоящих мер, которая будет зависеть от дохода. Это будет происходить через фонд, куда будут поступать сверхприбыли компаний.
Топливо дешевле на 5% — 7% из-за скидки в 25 ст. за литр
Литр бензина продается на АЗС от 2,47 до 3,22 левов, дизельное топливо — от 2,83 до 3,48 левов, а пропан-бутан — от 99 до 1,32 левов.
«Люди с доходом до 1 000 левов будут получать пособия из специального фонда, а в постановлении, где есть отступление, четко прописано, на что можно использовать конфискованную сверхприбыль. Речь также идет о помощи предприятиям, а не только гражданам. Это будет способствовать снижению потребления электроэнергии, использованию возобновляемых источников, и поэтому люди, получающие ежемесячную зарплату менее 1 000 левов, будут иметь возможность получить финансовую помощь», — сказал он.
Он объяснил, что они не будут думать о помощи топливом, потому что у таких уязвимых групп населения тоже вряд ли есть машины.
«У многих из этих людей нет машин, и они не получат помощи, если мы снова скажем, что компенсируем стоимость топлива. Напротив, идея была бы в духе как «зеленой сделки», так и «зеленого перехода» в целом, который мы осуществляем, — стимулировать общественный транспорт вместо того, чтобы все ездили на личных автомобилях. Поддержка будет также оказана в виде ваучеров на общественный транспорт, пояснил Стоянов.
Он также прокомментировал отступление и возможность продавать переработанную российскую нефть еще 2 года странам Европейского Союза, в отношении которых действует эмбарго.
«Цель — защитить болгарских граждан и компании. Мы не экспортируем бензин. Мы находимся в постоянных переговорах. В настоящее время этот нефтеперерабатывающий завод не может питаться каким-либо другим способом с помощью краткосрочных решений, поэтому предоставляется отступление. Именно об этом говорит нам отступление. Они дают нам крайний срок для решения этой проблемы, потому что знают о ней. Дается время, чтобы болгарский рынок был удовлетворен топливом. Особенно дизельное топливо, которое чрезвычайно важно, есть остаточные продукты, которые должны и могут быть экспортированы, включая керосин. Примерно 1 самолет не может взлететь из Болгарии. Весь керосин производится там», — пояснил Стоянов.
Что касается военной помощи Украине, которую решила оказать наша страна, он категорически заявил, что это не втягивает нас в войну.
«Многие страны по всей Европе помогают Украине таким образом, и я не думаю, что кто-то из них находится в состоянии войны. Что касается решения парламента, то правительство и особенно Министерство обороны очень тщательно его анализируют. Пожелания украинской стороны также были учтены. И там, где наши возможности и их желания пересекаются, мы даем им то же самое. То есть то, в чем мы им помогаем, — это очень нужная для них вещь», — подчеркнул временный министр экономики.