Ожидается, что дефицит бюджета нарастающим итогом в 2022 году составит около 2,9% от прогнозируемого ВВП

Ожидается, что дефицит бюджета нарастающим итогом в 2022 году составит около 2,9% от прогнозируемого ВВП

Дефицит бюджета нарастающим итогом на 2022 год составит около 2,9 процента от прогнозируемого валового внутреннего продукта (ВВП), сообщило Министерство финансов.

Подробнее об этой теме

Дефицит на 2022 год, оцененный по методологии Европейской системы национальных и региональных счетов (ESA 2010), составит около 2,9% ВВП, что соответствует критериям Пакта стабильности и роста и дает стабильный прогноз для оценки конвергенции в докладе Европейской комиссии (ЕК) и Европейского центрального банка (ЕЦБ) в ходе процесса вступления Болгарии в еврозону.

Ожидания огромного превышения доходов от налогов и социального обеспечения в 2022 году по сравнению с пересмотренным ВВП не оправдались, заявили в Минфине.

Хотя номинальный размер прогнозируемого ВВП на 2022 год был увеличен более чем на 11 млрд. левов по сравнению с прогнозом в обновленной версии БДРГ на 2022 год, превышение доходов над июльским обновлением годовой сметы, при исключении разовых исключительных доходов, составляет 2,1% и в основном связано с более высокими доходами от продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках бюджета Фонда безопасности электроэнергетической системы, более высокими доходами фондов социального и медицинского страхования и муниципальных бюджетов, и в меньшей степени налоговыми доходами в рамках государственного бюджета. Показатели доходов ЦФО хорошие, но они не обусловлены устойчивыми изменениями в экономике, которые позволили бы доходам бюджета расти устойчивым и стабильным образом в ближайшие годы.

Доходы, помощь и пожертвования в рамках Сводной бюджетной программы (СФП) по состоянию на декабрь 2022 года составили 64,7 млрд. левов, вкл. 3,8 млрд. левов единовременных исключительных доходов для компенсации высоких цен на электроэнергию на свободном рынке, которые не включены в смету к бюджету 2022 года. Если исключить влияние единовременных исключительных поступлений, то доходы, помощь и пожертвования по ЦФО на 2022 год составят 60,9 млрд. левов, что представляет собой минимальное превышение оценок Закона о государственном бюджете на 2022 год примерно на 2,1 процента.

Доходы от налогов и социального обеспечения на сопоставимой основе составляют 46,6 млрд. левов, что на 1,1% выше оценок в Законе о государственном бюджете на 2022 год, которые формируются за счет взносов на социальное и медицинское страхование и налогов на имущество.

Налоговые доходы государственного бюджета составляют 31,6 млрд. левов, что на 0,1 млрд. левов больше, чем запланировано Законом о государственном бюджете на 2022 год. Наблюдается перевыполнение по корпоративным налогам и налогу на доходы физических лиц, в то время как поступления от косвенных налогов ниже запланированных на год. Что касается доходов от НДС, то данные показывают, что по сравнению с оценками в законе о государственном бюджете на 2022 год, доходы за год ожидаются примерно на 0,67 млрд. левов меньше, чем планировалось.

На сопоставимой основе, исключая влияние разовых чрезвычайных поступлений, неналоговые доходы по КФП на 2022 год составят 8,3 млрд. левов, что представляет собой превышение годовой оценки на 13,3%.

В части помощи и пожертвований ожидается, что доходы будут ниже, чем предусмотрено Законом о государственном бюджете на 2022 год примерно на 0,2 млрд. левов, что связано с меньшим поглощением расходов на счетах фондов ЕС, соответственно, меньшей суммой возмещенных расходов от ЕК.

Расходы по Консолидированной бюджетной программе (КФП) на 2022 год были выполнены на 95,6%. Расходы по КФП на 2022 год составили 62,9 млрд. левов, исключая 3,3 млрд. левов единовременных исключительных расходов на компенсацию небытовым потребителям электроэнергии, и составили 95,6% от сметы Закона о государственном бюджете на 2022 год.

Освоение средств ЕС слабое, особенно проектов Плана восстановления и устойчивого развития, заявили в министерстве финансов. Наиболее значительные задержки в освоении запланированных расходов наблюдаются в счетах ЕС. В основном это связано с низким уровнем освоения расходов в рамках Плана восстановления и устойчивости (ПРУ) и некоторых оперативных программ программного периода 2021-2027 годов, в то время как расходы и трансферты, предоставленные в рамках государственного бюджета, также ниже запланированных. Расходы и трансферты, представленные на счетах ЕС, примерно на 2,7 млрд. левов меньше, чем планировалось по оценкам на этот год. В декабре был получен первый транш ПСП для Болгарии в размере около 2,7 млрд. левов, но данные показывают, что эффективное освоение расходов ПСП составляет всего 0,1 млрд. левов.

Реализация инвестиционной программы идет слабо, также сообщает министерство. Поглощение капитальных расходов из государственного бюджета также ниже запланированного. Задержка в реализации проектов и программ переносит большую часть запланированных на 2022 год расходов на 2023 год и последующие годы, что, с одной стороны, улучшает баланс денежных средств на 2022 год, но, с другой стороны, оказывает давление на бюджет 2023 года.

Огромные обязательства по постоянным текущим расходам уменьшают возможности для новой политики и предопределяют действия будущих правительств, сказал департамент.

По оценкам, в 2022 г. К 2022 году в Болгарии будет наблюдаться значительный первичный структурный дефицит, что связано с относительно высоким ростом финансируемых государством первичных текущих расходов, большая часть которых обусловлена постоянными мерами.

На основе предварительных данных и оценок ожидается, что кассовый бюджетный баланс ЦФП на 2022 год будет отрицательным в размере 1,5 млрд. левов (1,0% от прогнозируемого ВВП) и будет сформирован дефицитом национального бюджета в размере 5,2 млрд. левов (дефицит в размере 3,3% от прогнозируемого ВВП) и профицитом счетов фондов ЕС в размере 3,7 млрд. левов (профицит в размере 2,3% от прогнозируемого ВВП).

По состоянию на конец декабря 2022 года центральный бюджет израсходовал 4,1 млрд. левов за счет остатков по другим статьям фискального резерва, которые находятся на других бюджетных системах. Фискальный резерв включает все банковские остатки бюджетных организаций, активы Государственного фонда гарантирования устойчивости государственной пенсионной системы, средства Европейского союза, План восстановления и устойчивости и авансы по нему, счета иностранных фондов и центрального бюджета. Система единого счета позволяет гибко и эффективно управлять финансовыми ресурсами бюджета.

Остатки фискальных резервов на конец 2022 года в БНБ и банках, по прогнозам, составят 11,9 млрд. левов. Оценка требований к фондам ЕС по сертифицированным расходам, авансам и прочему на конец года составляет 1 млрд. левов.