Энергетический суверенитет в условиях ротации

<span _d-id=Энергетический суверенитет в условиях ротации «>

Возможно, для демократии выборы являются лучшим упражнением для прояснения отраслевой политики и нахождения общего знаменателя среди политических активистов. Однако в условиях нестабильного парламента и часто меняющихся правительств выборы, мягко говоря, не лучший сценарий для будущего серьезных энергетических проектов. Будем надеяться, что на этот раз предложенный вариант и согласованное большинство смогут закрыть все проектные лазейки и провести нас через Рубикон.

Всем ясно, что энергетика это основа, вокруг которой строится вся экономика. Последние годы однозначно доказали, что без Козлодуя ущерб, нанесенный пандемией, геополитикой, ценами на энергоносители, войной в Украине и ненадежным управлением энергетическим сектором, был бы гораздо серьезнее и привел бы к большей инфляции и обнищанию населения.

Несколько дней назад в Болгарии мы стали свидетелями аномалии на рынке электроэнергии нулевой цены на электроэнергию для компаний, которые покупают ее на свободном рынке. Многие, наверное, думают, что у нас так много солнца и ветра, что нам не нужно ничего нового, особенно когда речь идет о таких серьезных проектах, как завершение строительства атомной электростанции «Белене« и расширение атомной электростанции «Козлодуй« двумя новыми энергоблоками. Это гарантированно всколыхнет всю промышленность и образование. Тем, кто думает, что большое количество солнечных установок решит энергетическую проблему, полезно напомнить, что для производства электроэнергии солнце светит с 9 до 15 часов, а ветер дует, когда скажут метеорологи. В Болгарии, по крайней мере, половину года по вечерам бывает тихо и холодно, а без электричества страна перестает функционировать. И тогда приходят запоздалые мысли об энергетической безопасности и упущенных возможностях обеспечить стабильное электроснабжение нас и даже наших соседей.

Сколько бы политики и профсоюзные активисты ни говорили в предвыборных речах и боялись признать это вслух, Болгарии в какойто момент придется закрыть ТЭС «Марица Восток«, и это не так уж далеко. Президент Румен Радев говорил о потере автономии, но я вижу это как потерю энергетического суверенитета при недостаточной и нестабильной самогенерации и импорте электроэнергии. Я убежден, что государственная «Марица Восток« должна будет закрыться раньше, особенно если она будет терпеть убытки от сборов за выбросы, которые мы все платим. Да, закрытие угольных электростанций это сложный и трудный шаг на пути к реформированию нашей электроэнергетической системы. Но Европа быстро движется в этом направлении, и никто не будет спрашивать нас, нравится ли нам это, потому что, будучи членами Европейского Союза, мы должны соблюдать правила этого клуба. Даже самая углеемкая страна ЕС, Польша, не имеющая опыта в атомной промышленности, серьезно готовится к строительству до 6 000 мегаватт атомных мощностей. Венгрия совместно с Россией строит еще 2 400 мегаватт, Чешская Республика работает над созданием еще 1 000 мегаватт или двух на площадке в Темелине. Румыния надеется завершить проект АЭС «Блэкуотер« мощностью 1 500 мегаватт и ведет серьезные переговоры о размещении на своей территории экспериментальных малых модульных реакторов. Словения/Хорватия и Словакия также разрабатывают проекты новых ядерных мощностей. Даже страны Балтии Эстония, Латвия и Литва рассматривают возможность использования атомной энергии в недалеком будущем. В Западной Европе только лидер Франция однозначно будет строить новые блоки, а французская компания EDF является двигателем обновления английской атомной энергетики.

Со стратегической точки зрения, если мы предпримем немедленные активные шаги по АЭС «Белене« и новым мощностям на АЭС «Козлодуй«, мы сможем стать не только региональным, но и восточноевропейским энергетическим лидером. Однако мы не можем сделать это, имея только одно видение развития атомной энергетики, хотя это хорошее начало для определения направления развития. Нам нужна серьезная государственная структура (агентство или департамент в Министерстве энергетики) с молодыми и полными энтузиазма инженерами, юристами и другими экспертами, чтобы сделать невозможное возможным. У нас все еще есть специалисты с огромным опытом в атомной энергетике, которые могут передать его следующему поколению и вернуть Болгарию на путь успеха. Другим срочным шагом является создание Болгарской ядерной компании, которая возьмет в собственность две площадки и связанные с ними проекты и будет развивать их, соблюдая законы страны и интересы общества с четким видением того, какова цель и как она должна быть достигнута. Только в этом случае любой внешний инвестор будет иметь предсказуемого партнера, а роль и участие государства будут ясны.

Некоторые сразу же скажут, что легко проявлять смекалку со стороны. Но мы находимся в ситуации, когда открытое и ясное обсуждение единственный путь вперед, а все необоснованные, полусекретные и прочие договоренности наносят ущерб развитию ядерной энергетики.

Пятнадцать лет назад Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) разработало короткий документ под названием «Основополагающие принципы развития ядерной энергетики«. Я имел честь участвовать в разработке этого документа, и было бы хорошо, если бы наши законодатели прочитали его. Он состоит всего из 10 страниц. Один из этих принципов гласит, что ядерная энергия будет успешной, если она будет развиваться в условиях прозрачности и открытости для всего общества. Я читаю, что наша делегация приглашена посетить Соединенные Штаты и обсудить вопросы развития атомной энергетики. Я смотрю на фотографию и не вижу ни одного специалиста в области атомной энергетики. Вообще туристов, кроме главы ESO. И тут же подписывается контракт на новые энергоблоки. Что они обсуждали, скажите вы. Разве такие контракты не должны быть публичными? Мы говорим здесь об энергетической безопасности, главном национальном приоритете, который отсутствует в планах правительства, а все, о чем они говорят, это Шенген, еврозона, План восстановления и устойчивого развития, дефицит в 3% и так далее. Нет приоритета энергетической безопасности, потому что у нее длинный горизонт. Если ничего не будет сделано сейчас и немедленно, последствия будут нести наши дети. Это то, с чем мы не должны мириться.

В остальном же, в конце концов, было создано регулярное правительство с последовательной сменой премьерминистров. Как это ни странно для многих корифеев государственного управления, я не вижу в этом ничего страшного. В конце концов, пока один будет премьерминистром, другой будет его первым заместителем, и вместе они будут решать проблемы страны. Меня беспокоит другое: будут ли они менять министра энергетики каждые 9 месяцев, и если да, то какие гарантии, что если один начнет серьезный ядерный проект, то другой его не остановит?

Проф. Янко Янев бывший глава Комитета по использованию атомной энергии в мирных целях, работал в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), является членом НьюЙоркской академии наук, Американского и Европейского ядерных обществ. В настоящее время он является директором Института управления ядерными знаниями в Вене.

Проф. Янко Янев

Энергетический суверенитет в условиях ротации ">
Добавить комментарий