Правительство одобрило проект закона о государственном бюджете на 2023 год «>
Совет министров одобрил проект закона о государственном бюджете Болгарии на 2023 год и обновленный среднесрочный бюджетный прогноз (СБП) на период 2023—2025 годов, который является мотивировкой к законопроекту, сообщила пресс—служба правительства.
Подробнее об этой теме
Бюджет на 2023 год был разработан в рамках Маастрихтских критериев, таким образом, правительство выполнило один из своих главных приоритетов — обеспечить государству регулярный бюджет на 2023 год с дефицитом до 3 процентов ВВП без повышения налогов и без сокращения социальных выплат.
Макроэкономический прогноз Министерства финансов предусматривает рост ВВП в 2023 году на 1,8% и ВВП в размере 184,5 млрд левов. В 2024 году рост ВВП ускорится до 3,3%, а в 2025 году ожидается 3,2%, напоминает БТА.
Ожидается, что к концу 2023 года инфляция снизится до 5,6%, а среднегодовой показатель составит 8,7% благодаря снижению цен на продукты питания и энергоносители. В 2024 году прогнозируется дальнейшее замедление инфляции, которая достигнет 3,2% на конец года и 3,8% в среднем за год. В 2025 году среднегодовая инфляция продолжит замедляться до 2,8%. Цены на энергетические товары будут снижаться к концу прогнозного горизонта.
Баланс бюджета общего правительства на 2023 и 2024 годы представляет собой дефицит в размере 3,0% ВВП. На 2025 год дефицит бюджета общего правительства составляет 3,6% ВВП, причем увеличение связано с инвестиционными расходами по плану приобретения нового типа боевых самолетов, понесенными в 2019 и 2020 годах, которые по методу начисления учитываются в год поставки, 2025 год. Если исключить влияние этих расходов, дефицит общего правительства в 2025 году составит 2,8% ВВП.
Что касается доходов, то текущий прогноз показывает их увеличение в номинальном выражении на весь трехлетний период — 69 471,8 млн левов на 2023 год, 75 443,3 млн левов на 2024 год и 77 798,9 млн левов на 2025 год. В относительной доле ВВП они составляют 37,7% для 2023 года, 38,2% для 2024 года и 37,0% для 2025 года.
Расходы на период 2023—2025 годов как доля ВВП составляют соответственно 74 051,8 млн левов (40,1%) в 2023 году, 82 783,9 млн левов (41,9%) в 2024 году и 85 955,9 млн левов (40,9%) в 2025 году. В среднесрочной перспективе расходы на ОФП (за исключением расходов, полученных от ЕС и других международных программ и договоров, включая соответствующее национальное софинансирование) находятся в пределах правила 40% в соответствии с ФПД, снижаясь с 37,1% ВВП в 2023 году до 35,9% ВВП в 2025 году.
По сравнению с проектом бюджета, представленным временным правительством в Национальное собрание, расходы на 2023 год были сокращены в общей сложности на 3,6 млрд. левов. После детального анализа потребностей, проведенного уполномоченными по бюджету, расходы на содержание бюджета были сокращены на 1,4 млрд. левов и, тем не менее, почти на 2,0 млрд. левов выше, чем в 2022 году. Таким образом, программа капитальных вложений сократилась на 1,9 млрд. левов, но все же достигла рекордного уровня в 8,2 млрд. левов.
В период 2023—2025 годов налоговая политика будет ориентирована на повышение собираемости доходов, предотвращение возможностей для уклонения и неуплаты налогов и социальных взносов и снижение административного бремени и расходов для предприятий и граждан. В 2023 году ожидается собрать на 4,7 млрд. левов больше налоговых поступлений по сравнению с отчетом 2022 года, в том числе на 1,7 млрд. левов больше от НДС.
Сохраняется действующая налоговая льгота на предоставление работникам социальных расходов в размере до 200 левов в месяц в виде ваучеров на питание, а общая годовая квота на предоставление ваучеров на питание будет увеличена с 1 млрд. левов до 1,4 млрд. левов.
Предлагается ввести электронные талоны на питание с 1 января 2024 года, тем самым снизив административное бремя за счет цифровизации и обеспечив более конкурентную среду для всех участников схемы налоговых льгот — операторов талонов на питание, работодателей, работников и других. Предусмотрен шестимесячный переходный период, в течение которого будут действовать как бумажные, так и электронные ваучеры на питание, а окончательный переход на электронные ваучеры на питание произойдет с 1 июля 2024 года.
Что касается политики доходов, то в проекте бюджета на 2023 год отражено повышение ставки минимальной заработной платы с 1 января 2023 года — с 710 левов до 780 левов, а эффект от предполагаемой ставки минимальной заработной платы на 2024 и 2025 годы рассчитан в ориентировочном размере, в соответствии со статьей 244 Трудового кодекса, как 50% от предполагаемой средней заработной платы в соответствующем базисном периоде.
На дошкольное и школьное образование на 2023 год дополнительно предусмотрено 558,6 млн. левов, в том числе 465,0 млн. левов на запланированное увеличение средств на делегированную деятельность в сфере образования в связи с поддержанием заработной платы педагогических специалистов на уровне 125% от средней заработной платы по стране (ретроактивно с 01.01.2023).
Средства выделяются в полном объеме на 2023 год и последующие годы в результате увеличения расходов на персонал, понесенных в 2022 году отдельными распорядителями бюджетных средств. Увеличение расходов на персонал на 10% предусмотрено для организаций, не получивших такого увеличения в 2022 году, и на 15% — для организаций, находящихся в муниципальном управлении.
На 2023 год предусмотрено увеличение средств на заработную плату и вознаграждение сотрудников на выборные должности и работников судебной системы, для которых механизм формирования вознаграждения регулируется законом.
Предусмотрено также увеличение базовых месячных окладов в структурах Главного управления исполнения наказаний и Главного управления безопасности Министерства юстиции, и в дополнение к 125 левам, уже предусмотренным в 2022 году, в бюджете министерства на 2023 год предусмотрено еще 175 левов.
Социальная политика
В бюджете Министерства труда и социальной политики на 2023 год на пособия и льготы предусмотрены дополнительные расходы, основанные на оценке эффективности работы в 2022 году:
111,1 млн. левов в связи с новой чертой бедности на 2023 год, установленной на уровне 504 левов при определении финансовой поддержки по Закону об инвалидности; 131 млн. левов в рамках Фонда персональной помощи по Закону о персональной помощи (PAA) с учетом охвата, достигнутого пользователями и персональными помощниками, а также влияния на вознаграждение помощников изменения минимальной заработной платы с 710 до 780 левов с 1 января 2023 года; 50,1 млн. левов, 50 млн. лв. с учетом постепенного повышения индивидуальных коэффициентов ежемесячных пособий в соответствии с Законом о социальной помощи, принимая во внимание переход от нынешнего механизма к привязке ежемесячных социальных пособий к черте бедности, а также новый размер черты бедности в 504 лв. на 2023 год; 30 млн. лв. по Закону о семейных пособиях на детей (ЗСПД) для покрытия круглогодичного повышения с 1 января 2010 года. 4.2022 г. критерия дохода с 410 до 510 левов для ежемесячных семейных пособий на воспитание ребенка до завершения среднего образования, но не более 20 лет (статья 7 Закона о защите детей), а также дифференцированное увеличение размера данного вида пособий; 2,5 млн. левов на вознаграждение профессиональных приемных семей в соответствии с Законом о защите детей (ЗЗД) в связи с изменением размера минимальной заработной платы с 710 до 780 левов, с 1 января 2023 года; 31,2 млн. левов в связи с введением нового единовременного пособия для учащихся вторых, третьих, четвертых и пятых классов без проверки доходов, независимо от типа школы, в соответствии с Законом о защите детей (ЗЗД).
34,8 млн. левов предусмотрено в бюджете государственного социального страхования на 2023 год на увеличение денежного пособия на воспитание ребенка до 2 лет с 710 левов до 780 левов с 1 января 2023 года.
Пенсионная политика основана на предположениях об обновлении всех пенсионных сумм по действующему законодательству на 12% на 2023 год, что приведет к увеличению пенсионных расходов в бюджете Кассы социального страхования на 3 657,4 млн. левов на 2023 год по сравнению с законом на 2022 год. В 2024 и 2025 годах эти ежегодные увеличения составляют 2 145,9 млн. фунтов стерлингов и 1 812,3 млн. фунтов стерлингов соответственно.
В области образования средства выделяются следующим образом:
37,9 млн левов на реконструкцию, ремонт и оснащение студенческих общежитий
80 млн. левов на строительство, расширение, продление и реконструкцию яслей, детских садов и школ, включая дополнительное финансирование реконструкции школ в рамках Оперативной программы «Регионы в росте«.
£45 млн. на повышение интереса к внеклассным занятиям и их количества, гарантированного для каждого ученика; дополнительная поддержка спорта, отдыха и культуры для обеспечения широкого доступа к ним и выдающегося мастерства
5 млн левов на строительство новых и реконструкцию существующих спортивных площадок в школах
20 миллионов левов на компенсацию расходов на воспитание и обучение детей, не зачисленных из—за отсутствия мест в государственных и муниципальных детских садах и дошкольных школах
16 миллионов левов для финансирования повышения заработной платы профессорско—преподавательского состава государственных высших учебных заведений с 1 августа 2023 года.
£1,7 млн на дополнительный стандарт в 2023 году для ежемесячной поддержки учеников, помещенных в интернаты, чтобы ежемесячное пособие достигло £90, а ежедневное пособие — £3.
В секторе здравоохранения продолжаются усилия по улучшению профилактической медицинской помощи для обеспечения качественного и эффективного медицинского обслуживания. Бюджет НФМС на 2023 год предусматривает дополнительные 900 млн левов для улучшения доступа и обеспечения потребностей населения в здравоохранении.
В области спорта и молодежной деятельности 10 млн. левов выделено на реализацию национальной программы совместного финансирования спортивных инвестиционных проектов.
В области культуры и искусства 30 млн. левов выделено на реализацию культурных инициатив, целевых программ и творческих проектов в области культуры на проектной основе.
Расходы на оборону на 2023 год составляют 1,88% ВВП (на 0,03% больше контрольного показателя в 1,85% ВВП) и достигнут 2% ВВП в 2024 году, в соответствии с контрольными расходами по «Национальному плану увеличения расходов на оборону до 2% ВВП Республики Болгария к 2024 году«, утвержденному РМС 3/2018. Средства выделяются на поддержание и развитие национального оборонного потенциала и потенциала коллективной обороны, включая средства на реализацию инвестиционных проектов по модернизации болгарской армии, утвержденных Народным собранием.
Что касается фондов ЕС, то величина поступлений соответствует профилю выплат по утвержденному Национальному плану восстановления и устойчивого развития (NRSP), предполагая, что существуют задержки в реализации мероприятий, соответственно, в достижении этапов и целей, установленных в Решении по реализации Плана. По этой причине второй транш (первый за этот год) в размере 1,416 млрд фунтов стерлингов должен быть получен в конце 2023 года, а третий транш отложен до 2024 года.
Предусматривается, что минимальный размер фискального резерва на 31 декабря 2023 года останется неизменным по сравнению с суммой в 4,5 млрд. левов, установленной в Законе о государственном бюджете Республики Болгария на 2022 год. Исходя из предположений на период 2023—2025 годов, максимальная сумма государственного долга на конец 2023 года не должна превышать 40,6 млрд. левов. — На 6 млрд. меньше, чем в проекте бюджета временного кабинета министров. Ожидается, что в конце 2024 и 2025 годов государственный долг достигнет 49,6 млрд. левов и 59,5 млрд. левов, соответственно. Отношение государственного долга к ВВП, составляющее 22,5% на конец 2021 года, снизится до 21,8% на конец 2022 года и, как ожидается, достигнет 22,0% на конец 2023 года. В результате прогнозируемого значительного увеличения капитальных расходов в 2024 и 2025 годах, которые достигнут 13,4 млрд. левов и 12,7 млрд. левов соответственно (по сравнению с 5,6 млрд. левов в 2022 году), ожидается, что государственный долг достигнет 25,1% в конце 2024 года и 28,3% ВВП в конце 2025 года. Инвестиционные расходы на 2024 и 2025 годы будут уточнены на основе готовности проектов в соответствующих годовых бюджетах.
На брифинге в Совете министров министр финансов Асен Васильев представил основные параметры бюджета. Он отметил, что все социальные выплаты были сохранены, а некоторые меры, принятые временным кабинетом министров, были усовершенствованы. Мы сохраняем политику доходов, установленную временным кабинетом, добавил министр. Он отметил, что эксплуатационные и капитальные расходы были уточнены. Доходы были увеличены, чтобы соответствовать росту валового внутреннего потребления и тому, что новое руководство Таможенного и налогового агентства рассчитывает собрать в течение года, сказал Васильев.