Кадровая политика — это катастрофа! Рабочим местам для молодежи грозит стагнация«>
Главная роль и преимущество профессионального образования заключается в обеспечении прямой связи между студентами и рынком труда, пишет Kmeta.bg.
Институт рыночной экономики организует опрос более 21 000 студентов, которые будут учиться в течение следующих пяти лет в шести отраслях: сельское хозяйство, производство, строительство, транспорт, гостиничный бизнес и ИКТ. Результаты показывают, что, вероятно, 10 тысяч из них не будут заниматься тем, ради чего они учились. Причина кроется в основном в сокращении набора на курсы, связанные с производством, за счет увеличения набора на специальности, ориентированные на ИКТ. Хотя это делает диспропорцию еще более глубокой, такая трансформация не обязательно и не полностью негативна.
Продолжение обучения по специальностям, которые не востребованы на рынке труда
Данные показывают высокий вес специальностей и профессий, которые на самом деле не пользуются спросом, но заполняют места — с одной стороны, в уже устаревших и неоправданно широких специальностях (например, в сельскохозяйственных дисциплинах), а с другой стороны, в специальностях с относительно низкой стоимостью обучения (например, в индустрии гостеприимства).
Регионы работают по—разному
Данные на уровне районов дают еще более четкое представление об актуальности профессионального образования и профиле экономики. Первое место Софии (столица) обусловлено высокой долей как учащихся ПОО, так и занятых в секторе ИКТ, и вместе с этим низкой долей учащихся и занятых в сельском хозяйстве. Последнее место Ловечского района обусловлено тем, что это район с самой высокой долей студентов, обучающихся в секторе гостиниц и ресторанов (почти вдвое выше, чем в среднем по стране), при относительно низкой доле занятых в этой экономической деятельности в районе.
Необходимо гибкое образование и дуальное обучение
Негативные последствия несоответствия между тем, чему учат, и профилем экономики можно уменьшить за счет более общего образования в школьной среде в ущерб специальной подготовке по предметам за полный курс обучения. Например, узкоспециализированные предметы уже в начальном профессиональном образовании могут быть в определенной степени заменены языковой и технологической подготовкой, а также приобретением «мягких« навыков, повышающих трудоспособность.
Профессиональная ориентация должна стать обязательной
Важным аспектом профессионального образования и обучения является дальнейшее расширение дуального обучения. Обучение на рабочем месте в школе также повысит возможность трудоустройства и привлекательность профессионального образования благодаря более сильным практическим навыкам (следовательно, меньшей потребности в обучении при начале карьеры у первого работодателя после получения среднего образования) и возможности остаться на работе по месту обучения.
В то же время повсеместное внедрение дуального образования естественным образом повысит соответствие предлагаемых курсов профилю местной экономики. Этот подход должен быть дополнен возможностью перехода с одной профессии на другую, а также обязательной профессиональной ориентацией учащихся.