Минфин ожидает рост на уровне 1,8% и инфляцию на уровне 5,6%

<span _d-id=Минфин ожидает рост на уровне 1,8% и инфляцию на уровне 5,6%«>

Министерство финансов публикует проект бюджета на этот год. Из него следует, что министр финансов Асен Васильев планирует экономический рост на 1,8% и снижение инфляции до 5,6%. По прогнозам министерства финансов, дефицит составит 3%.

Предусматривается, что минимальный размер фискального резерва на 31 декабря 2023 года останется неизменным по сравнению с суммой в 4,5 млрд. левов, установленной в Законе о государственном бюджете Республики Болгария на 2022 год. Исходя из предположений на период 20232025 годов, максимальная сумма государственного долга, согласно прогнозам, не превысит 40,6 млрд. левов на конец 2023 года и достигнет 49,6 млрд. левов и 59,5 млрд. левов на конец 2024 и 2025 годов, соответственно. Отношение государственного долга к ВВП, составляющее 22,5% на конец 2021 года, снижается до 21,8% на конец 2022 года и, как ожидается, достигнет 22,0% на конец 2023 года. В результате прогнозируемого значительного увеличения капитальных расходов в 2024 и 2025 годах, которые достигнут 13,4 и 12,7 млрд. левов соответственно (по сравнению с 5,6 млрд. левов в 2022 году), ожидается, что государственный долг достигнет 25,1% в конце 2024 года и 28,3% ВВП в конце 2025 года.

Доходы должны увеличиться в относительной доле ВВП в 2023 году они составят 37,7%. По сравнению с проектом бюджета, представленным временным правительством, расходы сокращены на 3,6 млрд. левов и составляют 37,1% ВВП. В 2023 году ожидается получить на 4,7 млрд. левов больше налоговых поступлений. Доходы в текущем прогнозе показывают рост в номинальном выражении в течение всего трехлетнего периода 69 471,8 млн. левов в 2023 году, 75 443,3 млн. левов в 2024 году и 77 798,9 млн. левов в 2025 году. В относительной доле ВВП они составляют 37,7% в 2023 году, 38,2% в 2024 году и 37,0% в 2025 году.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860385672870); });

Расходы на период 20232025 годов как доля ВВП составляют соответственно 74 051,8 млн левов (40,1%) в 2023 году, 82 783,9 млн левов (41,9%) в 2024 году и 85 955,9 млн левов (40,9%) в 2025 году. В среднесрочной перспективе расходы ЦФП (без учета расходов, произведенных за счет средств ЕС и других международных программ и договоров, включая соответствующее национальное софинансирование) находятся в пределах 40% правила ФПД, снижаясь с 37,1% ВВП в 2023 году до 35,9% ВВП в 2025 году.

По сравнению с проектом бюджета, представленным временным правительством в Национальное собрание, расходы на 2023 год были сокращены в общей сложности на 3,6 млрд. левов. После детального рассмотрения потребностей, устраненных уполномоченными должностными лицами, запланированные расходы на техническое обслуживание были сокращены на 1,4 млрд. левов. Капитальные расходы были уточнены по принципу продолжения инвестиционной деятельности, при этом проекты, по которым были выбраны подрядчики и начата деятельность, осуществляются в соответствии с планом, а проекты, по которым не ожидается начало деятельности и платежей до конца 2023 года, в бюджет не закладываются. Таким образом, программа капитальных расходов сократилась на 1,9 млрд. левов, но все же достигла рекордного уровня в 8,2 млрд. левов.

В период 20232025 годов налоговая политика будет ориентирована на повышение собираемости доходов, предотвращение возможностей для уклонения и неуплаты налогов и социальных взносов и снижение административного бремени и расходов для предприятий и граждан. В 2023 году ожидается собрать на 4,7 млрд. левов больше налоговых поступлений по сравнению с отчетом 2022 года, в том числе на 1,7 млрд. левов больше от НДС.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860386960380); });

Сохраняется действующая налоговая льгота на предоставление работникам социальных расходов в размере до 200 левов в месяц в виде ваучеров на питание, а общая годовая квота на предоставление ваучеров на питание будет увеличена с 1 млрд. левов до 1,4 млрд. левов.

Предлагается ввести электронные ваучеры на питание с 1 января 2024 года, тем самым снизив административное бремя за счет цифровизации и обеспечив более конкурентную среду для всех участников схемы налоговых льгот операторов ваучеров на питание, работодателей, работников и других. Предусмотрен шестимесячный переходный период, в течение которого будут действовать как бумажные, так и электронные талоны на питание, а окончательный переход на электронные талоны произойдет только с 1 июля 2024 года.

Что касается политики доходов, то в проекте бюджета на 2023 год отражено повышение ставки минимальной заработной платы с 1 января 2023 года с 710 левов до 780 левов, а влияние предполагаемой ставки минимальной заработной платы на 2024 и 2025 годы рассчитано в ориентировочном размере, в соответствии со статьей 244 Трудового кодекса, как 50% от предполагаемой средней заработной платы в соответствующем году.

На дошкольное и школьное образование на 2023 год дополнительно предусмотрено 558,6 млн. левов, в том числе 465,0 млн. левов на запланированное увеличение средств на делегированную деятельность в сфере образования в связи с продолжением политики по повышению заработной платы педагогических специалистов для достижения средней заработной платы не менее 125% от средней заработной платы по стране в 2023 году (по состоянию на 01.01.2023).

Средства выделяются в полном объеме на 2023 год и последующие годы в результате увеличения расходов на персонал, понесенных в 2022 году отдельными распорядителями бюджетных средств. Увеличение расходов на персонал на 10% предусмотрено для организаций, не получивших такого увеличения в 2022 году, и на 15% для организаций, находящихся в муниципальном управлении.

На 2023 год предусмотрено увеличение средств на заработную плату и вознаграждение сотрудников на выборные должности и работников судебной системы, для которых механизм формирования вознаграждения регулируется законом.

Средства выделяются в полном объеме на 2023 год и последующие годы в результате увеличения расходов на персонал в 2022 году отдельными распорядителями бюджета.

Предусмотрено также увеличение базовых окладов в структурах Главного управления исполнения наказаний и Главного управления безопасности Министерства юстиции, и в дополнение к 125 левам, уже предусмотренным в 2022 году, в бюджете министерства на 2023 год предусмотрены дополнительные 175 левов.

Социальная политика. Бюджет Министерства труда и социальной политики на 2023 год на пособия и льготы предусматривает дополнительные расходы, основанные на оценке показателей 2022 года:

111,1 млн. левов в связи с новой чертой бедности на 2023 год, установленной на уровне 504 левов при определении финансовой поддержки по Закону об инвалидности;131,0 млн. левов по Фонду персональной помощи по Закону о персональной помощи (PAA) с учетом охвата пользователей и персональных помощников, а также влияния на вознаграждение помощников изменения минимальной заработной платы с 710 левов до 780 левов с 1 января 2023 года;50,1 млн. левов, 30,0 млн. лв. по Закону о семейных пособиях на детей (ЗСПД) для покрытия круглогодичного повышения с 01 января 2010 года до 01 января 2011 года с учетом поэтапного повышения индивидуальных коэффициентов ежемесячных пособий по социальной помощи по Закону о социальной помощи с учетом перехода от действующего механизма привязки ежемесячных пособий по социальной помощи к черте бедности, а также новой черты бедности в размере 504 лв. на 2023 год. 2,5 млн. левов на вознаграждение профессиональных приемных семей в соответствии с Законом о защите детей (ЗЗД) в связи с изменением размера минимальной заработной платы с 710 левов до 780 левов, с 1 января 2023 года;31,2 млн. левов в связи с введением нового единовременного пособия для учащихся вторых, третьих, четвертых и пятых классов без проверки доходов, независимо от типа школы в соответствии с Законом о семейных пособиях для детей на первый семестр 2023/2024 учебного года.34,8 млн. левов предусмотрены в бюджете государственного социального страхования на 2023 год на увеличение денежного пособия на воспитание ребенка до 2 лет с 710 левов до 780 левов, начиная с 1 января 2023 года.

Пенсионная политика основана на предположениях об обновлении всех пенсионных сумм по действующему законодательству на 12% на 2023 год, что приведет к увеличению пенсионных расходов в бюджете Кассы социального страхования на 3 657,4 млн. левов на 2023 год по сравнению с законом на 2022 год. В 2024 и 2025 годах эти увеличения составят 2 145,9 млн фунтов стерлингов и 1 812,3 млн фунтов стерлингов соответственно.

В области образования средства выделяются следующим образом:

37,9 млн. левов на обновление, ремонт и оснащение студенческих общежитий 80,0 млн. левов на строительство, расширение, пристройку и реконструкцию яслей, детских садов и школ, включая дополнительное финансирование реконструкции школ в рамках Оперативной программы «Регионы в росте« 45,0 млн. левов на реконструкцию школ. Дополнительная поддержка спорта, отдыха и культуры для обеспечения широкого доступа к ним и выдающихся достижений 5,0 млн. левов 20,0 млн. левов на строительство новых и реконструкцию существующих спортивных площадок в школах 20,0 млн. левов на компенсацию расходов на воспитание и обучение детей, не зачисленных изза отсутствия мест в государственных и муниципальных детских садах и школах дошкольного образования 16,0 млн. левов на финансирование повышения заработной платы профессорскопреподавательского состава государственных высших учебных заведений с 1 августа 2023 года. В бюджете НФМС на 2023 год предусмотрены дополнительные 900 млн. левов для улучшения доступа и обеспечения потребностей населения в здравоохранении.

В области спорта и молодежной деятельности 10 млн. левов выделено на реализацию национальной программы совместного финансирования спортивных инвестиционных проектов.

В области культуры и искусства 30 млн левов выделено на реализацию творческих культурных проектов на проектной основе.

Расходы на оборону на 2023 год составляют 1,88% ВВП (на 0,03% больше контрольного показателя в 1,85% ВВП) и достигнут 2% ВВП в 2024 году, в соответствии с контрольными расходами в рамках «Национального плана по увеличению расходов на оборону до 2% ВВП к 2024 году«, утвержденного РМС 3/2018. Средства выделяются на поддержание и развитие национального оборонного потенциала и потенциала, связанного с коллективной обороной, включая средства на реализацию инвестиционных проектов, утвержденных Народным собранием для модернизации болгарской армии.

Что касается фондов ЕС, то величина поступлений соответствует профилю выплат по утвержденному Национальному плану восстановления и устойчивого развития (NRSP), предполагая, что существуют задержки в реализации мероприятий, соответственно, в достижении этапов и целей, установленных в Решении по реализации Плана. По этой причине второй транш (первый за этот год) в размере 1,416 млрд фунтов стерлингов должен быть получен в конце 2023 года, а третий транш отложен до 2024 года.

Минфин ожидает рост на уровне 1,8% и инфляцию на уровне 5,6%">