Даниэла Везиева: Ошибка в том, что промышленность не инвестирует в высокие технологии«>
— Г—жа Везиева, Министерство экономики сообщает о резком снижении инфляции, в то время как цены продолжают расти. Какова правда об экономической ситуации в стране?
— Статические данные показывают снижение цен на рынке энергоносителей и снижение инфляции. Мы также наблюдаем рост некоторых экономических показателей на ежемесячной основе. Однако устойчивого снижения цен на товары, особенно на товары, входящие в малую потребительскую корзину, не наблюдается. Это можно объяснить тем, что снижение происходит на ежемесячной основе, и оно не оказывает влияния на стоимость производимых товаров. Реальное изменение может быть исследовано после окончания квартала.
— Является ли решение о введении ограничения на надбавки адекватной мерой? Что показывают анализы CINPI о ситуации на рынке?
— Это зависит от того, для чего используется мера по ограничению надбавок и цен. Если вы спросите меня, является ли это адекватной антиинфляционной мерой, то мой ответ — скорее нет. Такая мера применяется к ценовому демпингу, и то при условии, что у нас есть достаточные механизмы через сильные государственные предприятия влиять на рынок. У нас такой гипотезы нет. Ограничение наценок не привело к снижению цен на товары, входящие в малую потребительскую корзину, и не привело к росту потребления. С начала мирового финансового кризиса и до нескольких месяцев назад годовая инфляция в нашей стране не превышала 5%, и это как—то естественно привело к тому, что у политиков пропал рефлекс предлагать и обсуждать экономическую политику в условиях высокой инфляции с точки зрения планирования бюджета и с точки зрения доходов населения и налоговой среды.
— Болгария находится в беспрецедентной ситуации — 10 июня истекает срок действия продленного бюджета, к этой дате новый бюджет не может быть принят, потому что нет времени. Что будет с казной, если 10 июня у нас не будет бюджета?
— Существуют четкие правила расходования государственных средств, даже если нет нового или расширенного бюджета. Министерство финансов объявило о законных вариантах, таких как оплата расходов в рамках собранных доходов, и были прокомментированы другие варианты, такие как использование средств из бюджета социального обеспечения для социальных выплат с последующим возмещением средств путем перевода из государственного бюджета в бюджет социального обеспечения. Ситуация необычная, но не драматичная. В связи с возникшей напряженностью крайне важно, чтобы учреждения предоставляли достаточную информацию, и чтобы она была прозрачной. Ожидания от правительства решения накопившихся проблем высоки, и есть надежды на долгосрочную устойчивость.
— Возможен ли сейчас бюджет с дефицитом в 3% и насколько сильно нужно затянуть пояса, чтобы это произошло?
— В настоящее время мы работаем с бюджетной основой, принятой регулярным правительством в 2022 году. Он был продлен до июня 2023 года, при этом новые социальные расходы были приняты в рамках продления, но в рамках бюджета 2022 года. Если вы спросите меня, возможен ли дефицит в 3% в этом бюджете, отвечу — нет. Вот почему в предложении временного кабинета министров дефицит выше, потому что они работают со старыми рамками бюджета 2022 года. Мы сможем говорить о достижении другого процента дефицита, когда подготовим новый бюджет с новой политикой, соответствующей программе управления регулярного кабинета. Бюджет — это финансовый план реализации политики, предусмотренной программой управления. В настоящее время такой программы с конкретными параметрами и сроками реализации нет.
— Вы являетесь экономическим экспертом Стратегического института национальной политики и идей (СИНПИ). Что привлекло вас в этой организации?
— Когда г—н Паргов рассказал мне об идее создания НПО, моей первой ассоциацией была «свобода выражения«. В CINPI у нас есть люди с разным опытом, с разными взглядами, и это самое ценное. У каждого из нас есть свой опыт, свое мнение по общественным вопросам нашей страны. Почти год, с момента создания института, мы определили несколько приоритетных тем и по каждой из них проводим глубокий анализ и предлагаем решения. Наша цель — быть партнерами в управлении страной через мнения, предложения, заявления. CINPI — это своего рода оазис, место, где вы встречаете много умных людей, свободно выражаете свое мнение, место, где вы можете многому научиться, место, где творчество имеет первостепенное значение. Думаю, именно это и привлекло меня стать частью организации.
— Вы говорите, что за последние пять лет структура экономики не изменилась. Услуги преобладают — 67%, промышленность составляет 28%, а сельское хозяйство — 5%. Можем ли мы иметь экономический рост, достаточный для членства в еврозоне, если эта структура не изменится?
— Развитые экономики являются промышленными, поскольку создаваемая ими добавленная стоимость высока и устойчива. Высокая добавленная стоимость означает, что затраты на производство покрываются и остаются средства для перераспределения в другие сектора и для инвестиций. Именно по этой причине страны с развитой промышленностью являются также странами с самым высоким уровнем жизни. В нашей стране картина несколько иная: мы не инвестируем в высокие технологии в промышленности.
Средства национальных и европейских программ должны быть направлены на внедрение высоких технологий в низкотехнологичные отрасли. Мы говорим о внедрении циркулярной экономики, и сейчас самое время направить государственные средства на развитие отраслей, которые лидируют в этом направлении, в том смысле, что имеются ресурсы, как природные, так и человеческие, и они являются сердцем циркулярной экономики для каждого региона. Развитие промышленности влечет за собой разработку новых услуг и обеспечивает более высокое качество.
Я считаю, что мы в долгу перед сельским хозяйством, у нас уникальная почва и климат, и как—то непонятно, почему мы не развиваем все отрасли сельского хозяйства. Субсидирование этих секторов также будет способствовать развитию обрабатывающей промышленности и откроет новые горизонты. Я определенно считаю, что изменение структуры нашей экономики путем долгосрочного планирования и инвестирования в промышленность и сельское хозяйство — это путь к развитой экономике и стране.
Чтобы войти в зону евро, мы должны соответствовать определенным требованиям, и они в большей степени связаны со стабильностью показателей.
— Вы отстаиваете тезис о необходимости принятия нового закона об инвестициях, содействии и децентрализации муниципалитетов, который бы предусматривал прямые инвестиции в малый и средний бизнес через программы.
— Действующий Закон о поощрении инвестиций не отражает современные экономические тенденции и стратегии. Например, в настоящее время стимулы не могут быть применены к производству зеленой энергии, поскольку ее производство не включено в экономическую деятельность. Если мы собираемся развивать циркулярную экономику и создавать новые типы промышленных зон, то стимулирование инвестиций также должно измениться. Обновленный закон позволит местным властям разработать адекватные инвестиционные стимулы, чтобы муниципалитеты могли быть более гибкими и сконцентрированными в своем развитии.
Что касается децентрализации, то настало время перейти к следующему этапу, который будет стимулировать муниципалитеты с помощью муниципальных мер по содействию развитию местной экономики.
— И преодолеть неравенство между регионами?
— Данные показывают, что у нас есть 209 населенных пунктов без жителей. Эти места увеличиваются с каждой переписью. Региональный дисбаланс увеличивается, с огромной разницей между северной и южной Болгарией. Транспортная инфраструктура отстает, что приводит к оттоку инвестиций и утечке человеческого капитала. Каждый инвестор стремится к быстрому и удобному транспорту, доступности ресурсов, прозрачной среде и предсказуемости. В настоящее время мы не используем исключительную транспортную артерию — Дунай. Нам необходимо сделать Дунайский регион приоритетом национального развития, поскольку это самое дешевое и удобное сообщение с Центральной Европой и, через канал Рейн—Майн—Дунай, с Западной Европой. Государству необходимо инвестировать в развитие дорожной инфраструктуры, удобных дорог, скоростного железнодорожного транспорта, речного и морского транспорта. Бизнес следует за транспортной инфраструктурой. Создание и развитие устойчивого малого и среднего бизнеса является предпосылкой для хорошей среды обитания.
— Связь между бизнесом и образованием может осуществляться через гибкие формы дуального обучения. Какими они должны быть, можете ли вы привести примеры?
— Дуальная форма обучения работает во многих странах и доказала свой потенциал. В нашей стране были и есть пилотные проекты по этой форме обучения. Смысл этой формы в том, чтобы бизнес запрашивал и участвовал в подготовке специалистов, которые будут обеспечены работой. Связь между бизнесом и образованием — одно из решений для развития экономики.