Каждый третий работник может выбыть с рынка труда изза недостаточной цифровой компетентности

<span _d-id=Каждый третий работник может выбыть с рынка труда изза недостаточной цифровой компетентности «>

В стране готовится цифровая поддержка для 45 ключевых профессий. Об этом стало известно на итоговой конференции по донесению результатов проекта «Цифровая поддержка«, сообщает прессцентр ЦТ «Подкрепа«.

Ведущей организацией проекта является ЦТ «Подкрепа«, а его партнерами три организации работодателей Союз промышленной инициативы, Болгарская торговопромышленная палата и Ассоциация промышленного капитала в Болгарии. В проекте также участвуют эксперты Министерства труда и социальной политики. Проект осуществляется при финансировании в рамках Операционной программы «Развитие человеческих ресурсов«.

Была изучена необходимость цифровизации 45 ключевых должностей и профессий в 9 секторах болгарской экономики т.е. по 5 ключевых профессий из каждой области. Девять секторов экономики это лесное хозяйство, добывающая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство других неметаллических минеральных продуктов, сбор и утилизация отходов и переработка сырья, телекоммуникации, медицинский и социальный уход с проживанием, социальная работа без проживания и «другие виды культурной деятельности«.

Среди опрошенных профессий были инженер лесного хозяйства, лесник, диспетчер энергетической службы, наладчик машин для литья резиновых изделий под давлением, оператор машин по производству цемента или бетона, инспектор по охране труда и технике безопасности при сборе и переработке отходов, техник по телекоммуникациям, медицинский реабилитолог, логопед, психолог, реабилитолог, музейный педагог, главный библиотекарь и др.

В течение последних нескольких лет Министерство труда и социальной политики создает экосистему цифрового перехода, заявила на конференции заместитель министра труда и социальной политики Наталья Ефремова, сообщили в министерстве.

Она подчеркнула, что стратегическая основа цифрового перехода создается совместно с социальными партнерами, и при финансировании Программы развития человеческих ресурсов (HRDP), Национального плана восстановления и устойчивости (NRSP) и средств из государственного бюджета будет разработана палитра мер по повышению цифровых навыков всех участников рынка труда и поддержке работодателей.

В настоящее время разрабатываются программы и методики обучения, основанные на научных исследованиях и опирающиеся на результаты проектов, реализованных социальными партнерами в рамках операции «Развитие цифровых навыков«. Ефремова подчеркнула, что для успешного цифрового перехода необходимо приложить усилия для обеспечения доступности обучения цифровым навыкам.

«Будущее невозможно без цифровых навыков, которыми должны обладать работники для осуществления своей деятельности«, заявил заместитель министра труда и социальной политики проф. Эмиль Мингов. «Будущее, особенно с появлением искусственного интеллекта, потребует все более совершенных цифровых навыков, если работник хочет сохранить свою работу«, добавил он.

По словам Цветана Спасова, в рамках Программы развития человеческих ресурсов (20212027 гг.) выделены средства в размере 400 млн. левов на обучение цифровым навыкам. В рамках Национальной программы обучения и развития также будет реализован проект с бюджетом 390 млн левов. Ожидается, что в ближайшие несколько лет более 700 000 болгарских граждан пройдут обучение цифровым навыкам. «Мы все обязаны принять своевременные меры для создания или повышения цифровых навыков рабочей силы, чтобы быть качественными и конкурентоспособными как на европейском, так и на глобальном уровне«, сказал Спасов. По его словам, без тесного сотрудничества между институтами и социальными партнерами эта задача не может быть решена.

Уровень цифровых навыков болгарских граждан критически низок

Согласно данным Евростата, приведенным КНСБ на сайте профсоюза, наша страна занимает четвертое место с конца в ЕС (впереди Италия, Польша и Румыния) по доле населения с базовыми цифровыми навыками 23,4%, по сравнению с 27,5% в среднем по ЕС. Только 7,8% людей имеют навыки выше базовых (в среднем по ЕС 26,5%). По доле людей без общих цифровых компетенций мы опережаем только Румынию (10,13%) в Болгарии их доля составляет 6,2%, в то время как в среднем по ЕС 3%. Болгария также лидирует в отрицательном рейтинге по доле населения, чьи цифровые навыки и компетенции не могут быть оценены, поскольку они не пользовались интернетом в течение последних 3 месяцев 24,7% по сравнению с 11% в среднем по ЕС.

По данным НСИ, около 13% болгар никогда не пользовались Интернетом, причем 16% в СевероЗападном регионе и 7,6% в ЮгоЗападном регионе, добавили в КЦСС.

Исследование BIA, проведенное совместно с КНСБ и Министерством социального обеспечения, недавно показало, что если не будет эффективной системы и доступных инструментов для развития навыков, если не будет поощряться обучение и совершенствование на протяжении всей жизни, каждый третий работник в Болгарии будет подвержен риску выбытия с рынка труда изза дефицита цифровых компетенций.

Анализ цифровых навыков в 16 экономических секторах страны показал, что только 19% рабочей силы обладают цифровыми компетенциями для своей работы. На этом фоне более 90% рабочих мест требуют определенных видов цифровых навыков.

Согласно проведенному анализу, ускоренное проникновение информационных технологий в жизнь и в экономику усиливает цифровое неравенство. Поскольку социальная жизнь «мигрирует« в виртуальный мир, это все чаще приводит к социальной изоляции, отставанию от современных общественных тенденций и ухудшению качества жизни. Существует неравенство в доступе к рынку труда, возможности трудоустройства и мобильности, добавляет КНСБ.

Проблемы с обучением на протяжении всей жизни и ограниченные инвестиции в обучение также замедляют усилия ЕС по устранению разрыва в цифровых навыках к 2030 году, по мнению чиновников и экспертов ЕС, которые призывают к срочной поддержке для повышения квалификации и переквалификации людей всех возрастов. В рамках Европейского столпа социальных прав ЕС стремится к тому, чтобы к 2030 году не менее 60% всех взрослых ежегодно участвовали в обучении. В 2021 году доля взрослых, сообщивших об участии в образовании или обучении, составляла в среднем 10,8%, причем самые высокие показатели были в Швеции, Финляндии и Нидерландах. Самые низкие показатели участия были в Болгарии и Румынии.

Согласно исследованию ОЭСР, во многих странах обучение остается на низком уровне изза высокой стоимости и различий в качестве, что подчеркивает необходимость увеличения государственных инвестиций в обучение на протяжении всей жизни.

Каждый третий работник может выбыть с рынка труда изза недостаточной цифровой компетентности ">