Цветелина Пенькова в интервью Dir.bg и 3eNews: Энергетическая связность между странами ЕС станет ключевой темой Green Transition 2023

<span _d-id=Цветелина Пенькова в интервью Dir.bg и 3eNews: Энергетическая связность между странами ЕС станет ключевой темой Green Transition 2023 «>

Атомная энергетика является неотъемлемой частью «зеленого« перехода, и сейчас это становится все более заметным в Европе. Причина в том, что атомная энергетика производит базовую, стабильную энергию, которую можно комбинировать с возобновляемыми источниками. Но передача этой энергии является проблемой в Европе, и это должно стать одной из ключевых тем конференции Green Transition 2023 в этом году. Об этом 3eNews и Dir.bg рассказала евродепутат Цветелина Пенькова.

Зеленый переход

С 20 по 22 июня более 130 докладчиков из 10 стран примут участие в конференции Green Week, организованной Dir.bg и 3ENews уже третий год подряд.

Присоединяйтесь к разговору! Зарегистрируйтесь на мероприятие ЗДЕСЬ &gt;

Именно Цветелина Пенькова будет модератором одной из дискуссий об энергетической безопасности стран Центральной и Восточной Европы. Помимо передачи энергии, важной темой станет реиндустриализация Европы. Помочь в достижении этой цели может новое законодательное предложение Европейского парламента Закон о промышленности с нулевыми выбросами (Net Zero Industry Act) или поболгарски «Промышленность с нулевыми выбросами«.

Госпожа Пенькова, можно ли сказать, что Болгария и Европа уже осознают роль ядерной энергии и возможности, которые она открывает?

Я был безусловно рад видеть так много высококвалифицированных экспертов на недавно прошедшем форуме «Булатом«. В основном они были из Болгарии, но было также много иностранных гостей, которые продемонстрировали сильную экспертизу в области ядерной энергетики. В очередной раз подтверждается, что на данном этапе Европа, несомненно, обладает абсолютной конкурентоспособностью на рынке и в технологиях, связанных с развитием ядерной энергетики. Болгария также является лидером по производству электроэнергии из ядерной энергии в регионе. Однако то, что мы сейчас являемся лидерами, не является данностью. Это процесс, который очень легко может быть обращен вспять, если мы не примем соответствующие меры и не начнем почти немедленно строить новые ядерные мощности. Идет ли речь о площадке Козлодуй или о проекте Белене. На форуме был представлен ряд проектов из соседних стран, в том числе Румынии и Турции. То есть, есть страны, которые уже работают в этом направлении и в плане развития своего ядерного потенциала. Они вполне могут занять позицию нашей страны на данный момент.

Нам нужно быстро сориентироваться, мы говорим здесь о стандартах безопасности, об экспертизе, об управлении ядерной энергетикой. Такой потенциал накапливается за многие годы опыта, но это не гарантирует, что в следующие 15 лет ситуация будет такой же, если мы не отреагируем немедленно.

А через 15 лет не появятся ли уже проекты малых модульных реакторов или новые технологии на рынке?

Трудно устанавливать сроки для того, что еще не готово. В настоящее время многие страны, включая Великобританию, США, Китай, Францию, работают в области малых модульных реакторов, но пока нет готовой, разработанной технологии, которую можно было бы представить. И не очень понятно, каковы будут функции и назначение этих малых модульных реакторов. Сначала нужно ответить на вопрос, для чего и где они будут использоваться. Очень часто недооценивают, что в значительной степени требования и меры безопасности, связанные с этими ММР, будут такими же, как те, которые мы имеем для обслуживания большой электростанции. То есть, давайте не будем представлять, что ктото сможет установить малый модульный реактор, даже в промышленной зоне, без соблюдения абсолютно всех мер безопасности. И не имея необходимого количества специалистов для обеспечения нормального функционирования аппарата. Так что неизвестных очень много, и хорошо бы вовремя принять меры.

Болгарское агентство по ядерному регулированию заявило, что они уже два года работают над этим вопросом и над тем, как должны быть построены системы безопасности. Но у них есть проблема, потому что эксперты не могут точно определить, для чего будут использоваться эти малые модульные реакторы и какая технология будет первой на рынке. В данном случае речь снова идет о борьбе за то, кто первым выпустит рабочий прототип. Обычно тот, кто первым выведет его на рынок, получает большую долю рынка. На прошлой неделе в Европейском парламенте мы получили зеленый свет на разработку первой законодательной базы для малых модульных реакторов. Работа над проектом уже началась, и мы с прошлого года пытаемся убедить наших коллегдепутатов в институтах, что этот вопрос нельзя игнорировать.

Регулирование важно, но оно все равно будет осуществляться в более широких рамках. Но хорошо бы с чегото начать и, как только мы внедрим технологию, внести дополнительные штрихи. У нас должен быть базовый фундамент, на который можно опираться.

Можно ли сказать, что Европа все больше принимает ядерную энергию как часть «зеленого« перехода?

Безусловно, это уже так. И даже в новом законодательстве, над которым я работаю, Законе об индустрии «чистого нуля« ядерные технологии и энергия фигурируют как стратегические технологии для перехода. Или они определены как часть промышленности и технологий «чистого нуля«. Это в верхней части проекта.

Помимо того, что произошло в прошлом году в ЕП, где, приняв ядерную энергетику как часть таксономии, мы также, так или иначе, определили ее как зеленую и устойчивую. Это позволяет частному капиталу и инвесторам вкладывать деньги и усилия в такие проекты.

Остается ли в силе ключевое правило устойчивости что выбросы в течение срока службы станции не должны превышать в среднем 100 г CO2 e/кВтч?

Да, это было согласовано в проекте таксономии. Мои разговоры со специалистами и представителями промышленности показывают, что это было бы приемлемым условием. Скорее, оно должно идти в этом направлении. Но сейчас есть другая проблема в новом законодательстве делается сильный акцент на новые технологии и малые модульные реакторы, и игнорируются существующие технологии. На мой взгляд, это неправильно. На мой взгляд, нельзя создать новую технологию, если не использовать потенциал того, что уже существует и работает.

Теперь мы вместе с моими коллегами постараемся включить в это законодательство признание существующих ядерных технологий. Не только новых. Но я считаю, что уже есть достаточно сильная поддержка со стороны коллег в Европейском парламенте и в Европейской комиссии.

Что мы можем ожидать от проекта закона о промышленности Net Zero?

Основная проблема в этом проекте, которую важно подчеркнуть и для решения которой прилагаются усилия, это финансирование. Первоначальная идея заключалась в том, что это законодательство не должно быть сосредоточено на финансировании, а должно быть посвящено в основном ключевым технологиям, которые должны быть приоритетными для производства в ЕС.

Можно ли сказать, что это законодательство для правильной декарбонизации с правильными технологиями?

Я бы скорее назвал это реиндустриализацией Европы. Мы говорим о возвращении промышленности, компонентов и технологий, которые помогут нам в «зеленом« переходе и в производстве «зеленой« энергии. Но в заключение о финансировании: в той версии документа, которую мы получили от Европейской комиссии и которую мы сейчас будем редактировать в Европейском парламенте, не было главы о финансировании. Но там было одно упоминание о государственной помощи, которая может быть использована для поддержки и создания условий для такого производства в государствахчленах. Но здесь есть проблема: когда мы говорим о государственной помощи как об основном инструменте финансирования производства, это ставит государствачлены в невыгодное положение. Однако согласитесь со мной, что такие страны, как, например, Франция и Германия, могут позволить себе выделять государственные финансовые ресурсы в гораздо больших объемах. В то время как другим странам будет гораздо сложнее выделять такие ресурсы. То есть, если мы оставим эту часть текста без внимания и сделаем этот способ финансирования основным, то мы автоматически создадим двух или трехскоростную Европу. Диспропорции будут огромными и будут увеличиваться. И этот пункт будет исключен из текста и, конечно, не останется. Цель попытаться привлечь внимание к другим европейским фондам, которые могут быть использованы для поддержки этой реиндустриализации. Мы говорим здесь об Инновационном фонде и остатках средств от Механизма восстановления и устойчивости. Речь идет о национальных планах, которые, как выяснилось, в ряде государствчленов не выполняются должным образом. Из всех средств, выделенных в рамках этого механизма, было использовано около 30%. Сейчас мы находимся почти на полпути к финансированию этих планов, и не ожидается, что все средства будут использованы. Поэтому мы постараемся направить оставшиеся средства в этом направлении для реализации закона о промышленности с нулевым уровнем выбросов. Это было бы гораздо адекватнее, чем полагаться только на государственную помощь.

Третий способ финансирования, который, на мой взгляд, должен быть ключевым, это стимулирование частных инвестиций. Здесь мы говорим о государственночастном партнерстве, государственных гарантиях, где это необходимо. Но строить экономику на субсидиях и европейских фондах, по меньшей мере, легкомысленно.

Вы станете гостем предстоящего форума «Зеленый переход 2023«. Ожидаете ли вы хорошей дискуссии с таким количеством профессионалов, собравшихся в Софии для обсуждения «зеленой« политики?

На мой взгляд, одна из главных тем, которую мы затронем на форуме, это связность Европы. Речь идет о связности самой электросети. Если мы хотим построить стабильную электроэнергетическую систему, нам нужны, прежде всего, базовые энергетические мощности. Я думаю, что атомная энергетика полностью выигрывает это соревнование. Возобновляемые источники энергии занимают второе место и являются важной и ключевой частью энергобаланса. Однако для того, чтобы использовать их наиболее эффективно, нам необходимо создать условия для подключения. При избытке энергии, произведенной из возобновляемых источников в одной части Европы, она должна иметь возможность транспортироваться в другую часть континента, где наблюдается ее дефицит. И поскольку выясняется, что технологии хранения гораздо дороже, а потери велики, необходимо определить приоритеты. На мой взгляд, соединение электроэнергетических систем это главный вопрос. Мы говорим о соединении в основном по оси СеверЮг и не оставляем отдельные страны изолированными.

Присоединяйтесь к разговору! Зарегистрируйтесь на мероприятие ЗДЕСЬ &gt;

Мероприятие организовано Dir. bg и 3Enews в партнерстве с Elektrohold, Euroins, Eurohold, ProCredit Bank, Visa, Главболгарстрой Холдинг, Enery Energy, Geotechmin, GCR, UBB, Artex Engineering AD, Telelink Business Services, TotalEnergies EP Bulgaria, Compass Cargo Airlines, Devnya Cement AD с проектом ANRAV, UniCredit Bulbank, MET Energy Bulgaria, Dundee Precious Metals, FLAG Fund, Европейский инвестиционный банк, Platform Brown to Green, ТЭС «Бобов Дол«, Energeo, Bulgarian Development Bank, Electricity System Operator, Bulgartransgaz, Kercher, ENplus®, Bulatom Association, Solvay Sodi Bulgaria AD, Big Data Institute for Smart Society (GATE), DEVIN, BFIEC.

Зеленая неделя 2023 проводится при поддержке BNT, BTA, BNR, bTV Media Group, Darik Radio, Economic.bg, ESGnews.bg, Euronews.

Цветелина Пенькова в интервью Dir.bg и 3eNews: Энергетическая связность между странами ЕС станет ключевой темой Green Transition 2023 ">
Добавить комментарий