Чем больше множатся политические кризисы на вершине государства, тем больше рушится финансово-экономическая ситуация в нашей стране.
В других случаях мы были бы рады тому, что инфляция, пусть и мышиными шажками, но снижается. По данным Национального института статистики, в апреле стоимость жизни замедлилась до 0,3 процента за месяц. Но в годовом исчислении она по-прежнему остается высокой — 10,3 процента по европейской методологии и 11,6 процента по нашей, по сравнению с 7 процентами в среднем по еврозоне и 8,1 процента по ЕС. Наша страна занимает 9-е место среди 27 стран блока. Абсолютным рекордсменом является Венгрия с инфляцией 24,5%. Это единственная страна в ЕС, которая ввела жесткий потолок цен. В тройку лидеров также входят Латвия /15%/ и Чехия /14,3%/.
В то же время ожидания в отношении нашей экономики ухудшаются. В своем весеннем прогнозе Европейская комиссия предсказывает, что рост ВВП Болгарии будет стагнировать после первых трех месяцев 2023 года, но возобновит свой устойчивый рост в 2024 году за счет экспорта, частного потребления и инвестиций государственного сектора. В текущем году Брюссель ожидает замедления темпов экономического роста до 1,5% и его ускорения до 2,4% в 2024 году. Предыдущие оценки предполагали рост на 1,4% в 2023 году и 2,5% в 2024 году.
Еще хуже прогноз Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Согласно ему, рост нашей экономики замедлится до 1,3% в 2023 г., а затем восстановится до 2,9% в 2024 г. Причиной ухудшения роста эксперты ЕБРР называют обвал инвестиций, поскольку условия финансирования ужесточились, а новые транши фондов ЕС по программе регионального развития задерживаются.
«Для бюджета снижение инфляции означает снижение доходов. Это завязывает бюджетный узел и усложняет управление им», — сказал bTV экономист Георгий Ангелов.
«Большая проблема на данный момент — это растворение ножниц между доходами и расходами. Мы видим, что расходы растут в два раза быстрее, чем доходы. Это ставит много вопросов перед бюджетом», — добавил экономист Владимир Сираков.
«Риск очень высок, если бюджет не будет принят до 10 июня», — сказал BNT финансовый эксперт Любомир Кариманский. «Мы находимся в ситуации, когда сколько есть доходов, столько и можем потратить. И в то же время министр финансов представил картину, согласно которой в первом квартале 2023 года уровень расходов в два раза превышает уровень доходов государства», — сказал Кариманский. Он предупредил, что в отсутствие бюджета «нам придется лишить себя многих вещей, связанных с социальной помощью. Нам даже придется лишиться того, что связано с повседневной жизнью департаментов и первых распорядителей бюджета». «Мы должны определить приоритетность расходов в той мере, в которой идут наши доходы», — отметил финансист.
Временное правительство представило проект бюджета на 2023 год, который содержит дефицит в размере более 11 млрд. левов или 6,4%. Причина в том, что нынешнее правительство обязано следовать политике, установленной последним регулярным правительством. Две крупнейшие парламентские группы заявили, что будут искать вариант достижения дефицита в 3% нарастающим итогом. Однако из-за постоянных скандалов рассмотрение бюджета не может войти в повестку дня политиков.
Министр финансов Росица Велкова также предупредила, что закон о продленном бюджете действует до 10 июня. Если бюджет на 2023 год не будет принят в установленном порядке, то для функционирования государства необходимо продлить бюджет на 2022 год. «Если закон о продлении бюджета должен быть принят, то Национальное собрание должно установить лимит на снятие нового долга при дефиците около 6,4%. Это составляет около 13-14 млрд. левов», — сказала Велкова в парламенте.
В начале года фискальный резерв составлял 11,9 млрд. левов, из которых 10,8 млрд. левов находились на счетах БНБ. По состоянию на 10 мая фискальный резерв уменьшился примерно до 10,3 млрд. левов, а на счетах БНБ — до 9,6 млрд. левов, сообщила депутатам министр финансов. Она объяснила сокращение резерва в основном пенсионными расходами, которые составляют 1,4 млрд. левов. Также было сообщено о снижении доходов от НДС. По состоянию на 30 апреля они составили 4,9 млрд левов, что на 143 млн левов меньше, чем за тот же период 2022 года. «Мы максимально напрягли доходную часть налоговых и страховых поступлений. Резервов для достижения более высоких доходов, которые мы рассчитали в бюджетном законопроекте на 2023 год, нет. Если не будет изменений в налоговом законодательстве, то резервов в доходной части закона о бюджете нет», — отметила Росица Велкова.
В четверг Таможенное агентство также объявило об ожидаемом снижении поступлений от импорта в виде таможенных, акцизных сборов и НДС на 1,5 млрд. левов, что на 12% меньше суммы, собранной в 2022 году. В 2022 году агентство собрало рекордные 13,4 млрд левов, в то время как в этом году ожидается собрать 11,9 млрд левов, заявил директор агентства Павел Геренский на слушаниях в бюджетном комитете. Из его слов стало ясно, что ухудшение собираемости за последние полтора месяца углубилось. Ожидается, что поступления от таможенных пошлин будут на 70 млн левов меньше, чем в обновленном прогнозе, от акцизов — на 14 млн левов больше, а от импортного НДС — на 641 млн левов меньше. Более высокие показатели по акцизам объясняются увеличением акцизов на сигареты и другие табачные изделия.
Наиболее серьезной причиной ожидаемого снижения таможенных поступлений в этом году является сокращение объемов импорта нефти и значительное падение ее цены на международных рынках. Также снизился экспорт нефтепродуктов в Украину, который в прошлом году увеличил поступления в бюджет.
Сценариев по крайней мере три. Если до 10 июня депутаты ничего не предпримут, начнутся лишения и сокращения, о которых предупреждает финансист Любомир Кариманский. Будет ли это касаться урезанных проектов, начатых и незавершенных ремонтов, неоплаченных заказов, или дело дойдет до самого худшего варианта — задержки пенсий и бюджетных зарплат — в любом случае жертвами станут люди.
Второй сценарий заключается в том, что парламент проголосует за привлечение нового долга. В проекте бюджета написано, что на 2023 год он должен составить 13,7 млрд. левов. Исходя из предположений в период 2023 — 2025 годов, уровень государственного долга, по прогнозам, достигнет 46,7 млрд. левов в конце 2023 года (25,3% ВВП), 58,4 млрд. левов в конце 2024 года (29,6%) и 69,3 млрд. левов в конце 2025 года (33% ВВП).
Конечно, следует иметь в виду, что новые обязательства вовсе не будут дешевыми из-за растущих процентных ставок, а также из-за непредсказуемой политической ситуации в стране, которая пугает инвесторов.
Третий вариант — постепенно принять предложение о повышении некоторых налогов. Такой вариант также заложен в смету Министерства финансов и поддерживается одним из партнеров по Трехсторонней комиссии — профсоюзами. «Соотношение прямых и косвенных налогов и доходов в бюджете сильно перекошено. Труд обременен в 2-3 раза сильнее, чем капитал», — говорит Любослав Костов, вице-президент КПСС, директор Института социальных и профсоюзных исследований и подготовки кадров (ИСРП). «140 стран подписали соглашение о 15-процентном корпоративном налоге, болгарские предприятия объясняли, что они разорятся. Куда оно будет бежать? В каждой стране налог выше», — говорит он. По словам Костова, за 15 лет размер серой экономики увеличился в 2,5 раза. В 2007 году «темные» деньги составляли около 16 млрд. левов, сейчас — около 40 млрд. левов, сказал профсоюзный деятель в программе ReVision, ссылаясь на индекс «Экономика в свете», разработанный AOBR.
Но для таких изменений необходимо регулярное правительство, причем с длинным горизонтом. Потому что повышение налогов — это более или менее политическое самоубийство, и такое решение требует большого политического мужества. На что партии вряд ли способны, тем более что самые важные выборы — в местные органы власти — уже стучатся в дверь.