Увеличение платы в банке, посмотрите, какая услуга осталась бесплатной

Увеличение платы в банке, посмотрите, какая услуга осталась бесплатной

Банковское обслуживание через мобильный телефон или домашний компьютер из-за более низкой стоимости. Таким образом, все больше людей управляют своими деньгами, не переступая порог банковского офиса месяцами и годами. Однако, несмотря на конкуренцию в финансовом секторе, банковские комиссии за «живое обслуживание» продолжают расти. За последние 3 года ежемесячные комиссии за обслуживание текущих счетов выросли в среднем на 30%-50%.

Это также видно из регулярного ежегодного отчета БНБ, в котором отслеживаются средние комиссии в банковском секторе за определенные операции. Однако центральный банк является лишь наблюдателем в этом процессе, он не имеет права вмешиваться в политику коммерческих банков по установлению цен на сборы и комиссии.

За один год стандартная операция «открытие счета в отделении банка» выросла с 2,52 левов до в среднем 3,18 левов. Это дешевле, и в массовом случае это делается для того, чтобы счет был привязан к дебетовой карте. Так что в среднем в 2021 году мы платили 1,57 лева, а в 2022 году услуга уже стоит 2,15 лева. А если это разовая операция и мы вспоминаем о таком счете только тогда, когда нам нужно его закрыть, то ежемесячное обслуживание также резко подорожало. В среднем за обслуживание счета без дебетовой карты мы платили 3,37 лева в месяц, а за счет дебетовой карты — 2,37 лева в прошлом году. Другими словами, годовая стоимость составляет более 44 левов в первом случае и 28 левов во втором. Это незаметные расходы, поскольку банк напрямую списывает ежемесячную плату со счета. Любопытной деталью является то, что обслуживание счета дебетовой карты за год подешевело, что не часто встречается в графике комиссий банков.

За пополнение счета наличными мы теперь платим 1,20 лева за суммы до 3064 левов, если операция совершается в офисе банка, и 0,23% от суммы, если она превышает этот лимит. Для сравнения, в 2021 году мы вносили в кассу до 3111 левов в среднем за 0,87 лева. В данном случае есть загвоздка, потому что некоторые банки используют другую формулу — помимо процентного отчисления, существует минимальная комиссия в среднем 2,50 лева.

Снятие наличных также подорожало за год. Раньше снятие до 1 000 левов стоило в среднем 3,69 лева или 0,48% от суммы, минимум 4,38 лева, а в 2022 году мы платили в среднем 0,58% или минимум 6,50 лева. В настоящее время эти комиссии растут с бешеной скоростью, и в FIB минимальная комиссия составляет 6 левов, в UBB — столько же, в DSK Bank — 7 левов, а в UniCredit Bulbank они округлились до 10 левов.

Меняется и наиболее часто используемая услуга снятия денег в банкомате. По крайней мере, в течение года наблюдается четкая тенденция к тому, что банки заменяют фиксированную комиссию процентом от снимаемой суммы, а также устанавливают минимальную комиссию. В прошлом году минимальная комиссия составляла 0,30 лева за снятие /при использовании карты в банкомате того же банка/ и 1,39 лева за операции в иностранном банкомате.

Причина расхождения между опросом Центрального банка и представлениями людей кроется в объяснении БНБ. ‘, «Снятие наличных с расчетного счета с помощью дебетовой карты банкомата, обслуживаемого банком» и «Снятие наличных с расчетного счета с помощью дебетовой карты банкомата, обслуживаемого другим банком», банки применяют разные подходы к определению размера комиссии. БНБ рассчитывает средний размер комиссии для каждого из используемых подходов на основании информации, представленной банками, использующими соответствующий подход.».

Бесплатные банковские операции сведены к минимуму. Например, оплата дебетовой картой через POS-терминал в магазинах и закрытие текущего счета являются бесплатными, но только если это произошло в течение 6 месяцев после открытия счета.

Банки делают все возможное, чтобы побудить своих клиентов использовать онлайн-каналы для управления своими деньгами. В большинстве случаев это обходится вдвое дешевле, чем внебиржевые услуги.

= Прибыль банков растет =

Прибыль банковской системы к концу 2022 года достигнет 2,1 млрд левов, что на 663 млн левов (46,8%) больше, чем в 2021 году. Прибыль получена в основном за счет роста процентных и комиссионных доходов, свидетельствуют данные БНБ.

Напомним, что в прошлом году ряд банков в несколько раз повысили комиссии, которые они взимают с физических и юридических лиц, в основном за внебиржевое обслуживание в отделении банка. Таким образом, в 2022 году чистый процентный доход увеличится на 470 млн левов (17%), а чистый доход от сборов и комиссий — на 189 млн левов (15,2%).

= Три причины повышения платы =

Первые три причины дороговизны банковских услуг очевидны. Содержание офиса и сотрудников сопряжено с большими расходами для компаний, и они постоянно инвестируют в модернизацию, цифровизацию и безопасность. Из-за инфляции растут и сопутствующие расходы — дорожают услуги инкассации, электроэнергия, зарплаты и т.д. Нельзя недооценивать и тот факт, что процентные ставки по кредитам все еще низкие, что приводит к снижению прибыли финансовых учреждений.