Всемирный банк о Болгарии: Замедление роста, высокая инфляция, увеличение долга

Всемирный банк о Болгарии: Замедление роста, высокая инфляция, увеличение долга

Замедление экономического роста до 1,5 процента и инфляции до 8,7 процента; увеличение дефицита бюджета на 3,6 процента и государственного долга до 21,5 процента от валового внутреннего продукта (ВВП). Таков прогноз Всемирного банка (ВБ) для Болгарии в своем обновленном докладе по региону Европы и Центральной Азии, опубликованном сегодня.

Цены

После бурного роста в 2022 году ожидается замедление темпов роста болгарской экономики в соответствии с тенденциями ЕС, говорится в докладе, опубликованном сегодня на сайте организации.

Ожидается, что в 2023 году инфляция снизится, но все еще останется на высоком уровне. Фискальная позиция страны, вероятно, ухудшится, учитывая замедление роста и объявленные правительством меры по оказанию помощи домохозяйствам и бизнесу.

Политическая нестабильность уже влияет на перспективы освоения средств ЕС и планы по вступлению в еврозону, отмечает ВБ, цитирует БТА.

Темпы сокращения бедности, как ожидается, замедлятся, поскольку Болгария движется в направлении более слабого роста и устойчиво высокой инфляции, предупреждает организация.

Для сравнения, весенний макроэкономический прогноз министерства финансов страны, опубликованный ранее на этой неделе, ожидает рост ВВП на 1,8 процента в текущем году и уровень инфляции в 5,6 процента на конец года.

Ключевые условия и вызовы

Экономический рост Болгарии заметно замедлился в десятилетие, предшествовавшее пандемии COVID-19. Потенциал роста страны ограничен неблагоприятными демографическими тенденциями, которые приводят к быстрому сокращению численности населения трудоспособного возраста. Это, в сочетании с относительно небольшим количеством лет школьного обучения и ухудшением качества образования по международным стандартам, подрывает перспективы роста страны, считают эксперты ВБ.

Кроме того, расширению частного сектора препятствует институциональная слабость и недостаточная пропаганда честной конкуренции, что приводит к неправильному распределению ресурсов в обход наиболее производительных фирм, отмечают авторы доклада.

Управление государственными инвестициями также является неоптимальным, особенно в обеспечении эффективности инвестиций и открытой и честной конкуренции при государственных закупках.

Если Болгарии удастся преодолеть эти проблемы с помощью амбициозной программы реформ, она сможет ускорить свой экономический рост до более чем 4 процентов в период до 2050 года. Однако в случае отсутствия реформ рост может замедлиться до 1,2 процента к середине века.

Кроме того, по данным Всемирного банка, путь развития Болгарии не является достаточно инклюзивным. Несмотря на значительное сокращение бедности, уровень бедности остается высоким по стандартам ЕС. В 2015-2020 годах уровень бедности снизился на 9,6 процентных пункта, достигнув 4,5% в 2020 году. Неравенство увеличилось, и страна имеет самый высокий уровень неравенства доходов в ЕС с индексом Джини 39,7 пункта в 2020 году. Доля населения, подверженного риску бедности, демонстрирует тенденцию к росту: в 2020 году 22,1 процента населения окажутся за национальной чертой бедности, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

По-прежнему широко распространено региональное неравенство и значительное неравенство среди таких групп населения, как цыгане и женщины. Высокий уровень неравенства связан с сохраняющимися проблемами на рынке труда, недостаточным охватом системы социальной защиты и фискальной системой, характеризующейся ограниченной прогрессивностью.

Перспективы

Ожидается, что в 2023 году экономика Болгарии значительно замедлится — до 1,5%, в соответствии с тенденцией снижения в еврозоне. Рост может оказаться под еще большим давлением, если Болгария не сможет осуществить реформы, предусмотренные контрольными показателями Национального плана восстановления и устойчивости (НПСВ), что может привести к замораживанию или сокращению будущих траншей, лишив страну значительных ресурсов.

Инфляция продолжит ослабевать, но останется высокой в 2023 году.

Ожидается, что дефицит бюджета вырастет до 3,6 процента ВВП в связи с замедлением экономического роста и введением мер фискального контроля в 2023 году.

По прогнозам, в 2024-2025 годах счет текущих операций будет иметь небольшой профицит в связи с ожидаемой понижательной корректировкой импортных цен на основные товары.

Перспективы Болгарии по-прежнему омрачает затянувшаяся политическая нестабильность. Помимо создания непредсказуемой деловой среды, политический тупик уже препятствует реализации реформ, НПД и планов по вступлению в еврозону. Отсутствие функционирующего парламента препятствует принятию ключевых законодательных актов, установленных в качестве этапов КРБП и обязательств в дорожной карте страны по переходу на евро, напоминается в докладе.

Если такая ситуация сохранится, страна может потерять средства ЕС, а ее вступление в еврозону может быть отложено после вероятной даты 2025 года, что окажет влияние на перспективы роста и замедлит сближение со средним уровнем доходов в ЕС.

Ожидается, что замедление экономического роста и сохранение инфляционного давления замедлят снижение уровня бедности с 4,5 процента в 2020 году до 3,6 и 3,5 процента в 2022 и 2023 годах, соответственно.