Выиграем мы или проиграем от диверсификации поставок ядерного топлива на АЭС «Козлодуй»?

Выиграем мы или проиграем от диверсификации поставок ядерного топлива на АЭС

Поставки ядерного топлива на АЭС «Козлодуй» едва не взорвали политическую ситуацию в стране. На данный момент ситуация развивается с политическим привкусом и обвинениями в российском влиянии на нашу атомную энергетику. Следственные органы работают в этом направлении, и в недалеком будущем должны появиться результаты по этому вопросу.

Подробнее об этой теме

Однако, помимо политических разборок, важно, чтобы общественность и эксперты знали, что означает «диверсификация ядерного топлива» и во сколько она обойдется нам на АЭС «Козлодуй». 3eNews попытался найти ответ на этот вопрос, проконсультировавшись с двумя независимыми экспертами, которые посвятили свою жизнь ядерной энергетике в этой стране и в Европе.

Каковы факты?

Несмотря на вторжение России в Украину, проблем с поставками свежего ядерного топлива европейским партнерам Росатома никогда не возникало. Этот факт неоспорим, поскольку в настоящее время топливо транспортируется по Дунаю в Венгрию. Любопытный факт: пока министр энергетики Болгарии Росен Христов объяснял, насколько ненадежны поставки российского ядерного топлива, по Дунаю в этот самый момент проходили баржи. Неоспоримым фактом является то, что болгарская и российская стороны до сих пор строго выполняли свои договорные обязательства. Как для поставок свежего ядерного топлива, так и для передачи отработанного топлива в Российскую Федерацию.

Почему диверсификация источников важна?

Для Европы важно иметь диверсификацию поставок с учетом возможности создания рынка и для ядерного топлива. Обмен технологическим опытом также важен и может принести доход ряду отраслей тяжелой промышленности в Европе. В области безопасности всегда следует спрашивать генерального проектировщика, допустимо ли то или иное изменение. В противном случае оператор атомной электростанции вносит изменения на свой страх и риск.

Европа также работает на конкурсной основе, и обычно проводятся тендеры, даже если речь идет о поставках ядерного топлива. В Болгарии такой тендер пока не проводился, но первоначальные контракты на поставку свежего ядерного топлива уже подписаны с американской Westinghouse и французской Framatome.

Контракты всегда подразумевают обязательства с обеих сторон, но, как обычно, «дьявол кроется в деталях». Даже сейчас неясно, сколько стоит Козлодую доставить топливо и отправить его обратно в Россию. Никто не проводил аналогичных расчетов для новых потенциальных поставщиков.

Есть ли опасность для блоков?

При смешивании двух видов топлива в активной зоне реактора существует опасность того, что некоторые тепловыделяющие сборки могут оказаться негерметичными. Это приводит к незапланированной остановке агрегата и финансовым потерям для завода. Аналогичный случай произошел с поставкой американского ядерного топлива на чешскую АЭС «Темелин» несколько лет назад. Об этом 3eNews рассказал проф. Янко Янев, директор Института управления ядерными знаниями в Вене.

Он сказал, что существует ряд других технических проблем, связанных со смешиванием двух типов топлива в одной реакторной зоне, которые в настоящее время остаются без ответа. Они касаются характеристик типов ядерного топлива, контроля потока нейтронов и поведения картриджей. «В настоящее время мы прозаичны» в этом отношении. Нелогично хотеть купить автомобиль и заплатить за то, чтобы тебе сказали, работают ли его системы безопасности. Это должен был сделать конструктор до того, как «машина» была представлена заказчику, сказал профессор, имея в виду поставки американского ядерного топлива. «Вестингауз» уже несколько лет проводит исследования по вопросу о том, как топливо компании может быть введено в эксплуатацию здесь. Результаты исследования до сих пор не были представлены публично. Французская компания Framatome даже не провела исследование работы своих картриджей в реакторах Козлодуя.

По словам проф. Профессор Янев сказал, что государственные деньги не могут быть потрачены без общественного заказа на тот или иной вопрос, включая ядерное топливо. В случае с АЭС «Темелин», например, был проведен тендер, и опять же российская сторона предоставила лучшую цену, напомнил он. Однако Болгария теперь будет покупать «кота в мешке», профессор был непреклонен.

3e-news.net

В конечном счете, экономика завода зависит от того, как вы покупаете топливо и как им распоряжаетесь. «Вы можете купить его в готовом виде, а можете купить его в виде урана. Но кто тогда будет обогащать его и собирать в виде картриджа?» — спросил проф. Янев. Он пояснил, что весь процесс является закрытым и осуществляется, например, в Абу-Даби, так как эта страна контролирует весь топливный цикл.

По его словам, в Росатоме также замкнут полный цикл производства ядерного топлива — от добычи урана, его обогащения до хранения после использования. Немногие компании в мире предлагают такой широкий спектр возможностей. Даже сейчас Росатом поставляет ядерное топливо на американские атомные электростанции, несмотря на агрессию России в Украине. Благодаря этому компания до сих пор не попала в санкционные списки западного мира.

«Монополия поставщика в некоторой степени оправдана, поскольку в атомной энергетике существует 4-5 производителей ядерных технологий — это Россия, США, Китай, Южная Корея и Франция. Даже Великобритания больше не может конкурировать с другими странами и потеряла свой потенциал, объяснил проф. Янев.

По его словам, у каждой из этих технологий есть своя «пуповина» — между генеральным конструктором и атомной электростанцией. И генеральный проектировщик очень внимательно следит за тем, чтобы не было проблем с поставками топлива, потому что это сразу поймут другие подрядчики и партнеры компании.

Отвечая на вопрос о том, были ли проблемы с американским ядерным топливом на Украине, профессор сказал, что на данный момент информация там очень «далека от истины» и вряд ли ее можно сравнивать.

«Я не против использования иностранного топлива, но давайте докажем его возможности. И отчитаться по полной программе», — добавил Янев. Кроме того, правила безопасности таковы — при замене ядерного топлива сначала обратиться к генеральному конструктору. «В Болгарии тот, кто подписал контракт, определенно нарушил правила безопасности», — сказал профессор.

Он добавил, что пока Болгария связана с российским ядерным топливным циклом чисто технологически. «Мы даем топливо, потом нам возвращают только стеклянные шарики, из того, что не становится топливом. Вот почему мы должны спросить, где находится все это топливо, которое перерабатывалось в течение многих лет. Потому что 95% из них не сгорели.

Мы владеем этим топливом, но где договор на переработку и хранение этого топлива. Мы заплатили за переработку, и теперь есть два варианта: либо они возвращают нам чистое топливо, либо вы поставляете нам новое топливо после переработки», — объяснил проф. Янев.

Проблемное отработанное топливо

В настоящее время американская компания не только не хочет, но и не может перерабатывать топливо. «У них нет этой технологии, они ее потеряли. Они только перерабатывали ядерные отходы от производства бомб и все. Теперь они также не знают, что делать с отходами. В США переработанное ядерное топливо остается на месте атомных электростанций», — напомнил профессор.

В нашей стране никто не задается вопросами: «Как долго можно хранить это топливо, а вдруг картридж внутри контейнера сломается? За этот вопрос будут платить наши дети. Нынешним правителям на это наплевать», — был непреклонен профессор.

Он добавил, что во французской стране есть собственный завод по переработке ядерного топлива, и оно хранится в специально созданном хранилище на побережье Атлантического океана. Вопрос в том, будет ли в будущем контракте на поставку для АЭС «Козлодуй» аналогичная оговорка.

В настоящее время в нашей стране ведется строительство хранилища для радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности. Неясно, может ли, как и когда в Болгарии появится глубокое подземное хранилище ядерных отходов.

Проф. Янев напомнил, что американская Westinghouse была компанией-банкротом три года назад, когда ею владела Toshiba. В настоящее время она принадлежит канадскому инвестиционному фонду, цель которого — «наполнить компанию проектами», чтобы показать ее эффективность. В конце концов, компания, скорее всего, будет снова продана, говорит проф. Янев.

Подписание контрактов было поспешным

Начался процесс диверсификации ядерного топлива, все было направлено, были программы, сроки. Непонятно только, зачем было торопиться с заключением этого договора. Об этом 3eNews рассказал Кирилл Николов, бывший руководитель АЭС «Козлодуй», чей профессиональный опыт полностью связан с нашей атомной станцией.

По его словам, компания Westinghouse всегда была готова поставлять свежее топливо, поскольку впервые начала производить его для АЭС «Темелин» в Чехии. Там, возможно, из-за большого количества проблем с топливом, они перешли обратно на российское ядерное топливо ТВЭЛ. Однако «в эти годы американцы не стояли со сложенными руками, то есть они что-то улучшали и так далее». Поскольку диверсификация важна, именно поэтому начался процесс лицензирования, включающий анализ динамики и безопасности, который еще не завершен», — пояснил Николов.

В настоящее время АЭС «Козлодуй» оплачивает анализы, сроки их проведения довольно длительные, необходимо подготовить около 40 анализов. Возможно, через 2-3 месяца они будут завершены, после чего документацию необходимо будет представить в Агентство по ядерному регулированию для лицензирования. «Контракт нужно будет заключить после этого, когда будет точно известно, что топливо лицензировано. В принципе, в этом случае вы не можете провести процедуру с участием нескольких участников торгов, потому что они должны провести этот анализ. В законе есть пункт, который разрешает прямые переговоры, поэтому здесь нет никакого нарушения. Сейчас налицо нарушение, потому что здесь контракт заключается без завершения лицензирования, не говоря уже о том, что даже после лицензирования топлива нормальной практикой является создание некоторой конкуренции и выбор лучшего. Когда есть конкуренция, поставщик не может делать все, что хочет, особенно с ценой, убежден Николов.

Он напомнил, что к настоящему времени TWEL внесла много изменений в поставку ядерного топлива на АЭС «Козлодуй». Это также позволило увеличить мощность агрегатов до 104% — т.е. увеличить производство электроэнергии и доходы завода.

Теперь появился новый вариант, который, возможно, повлиял на то, что контракт был подписан так быстро. Framatome теперь предлагает этот вид топлива, TVS-12. Тогда они заключили контракт с Framatome только для шестого блока, а пятый блок останется на нынешнем топливе, возможно, TBC-A. Потому что с 2024 года они должны заправляться новыми картриджами, если все пройдет хорошо с лицензированием и блок №5 будет работать на американском топливе. А для шестого блока топливо имеется в резерве в достаточном количестве, и он может безопасно работать в течение 3-4 лет, не нуждаясь в поставках топлива. Этот резерв не следует расходовать, его желательно поддерживать, советует Николов.

По его словам, с блоком №6 с топливом Framatome практически ничего не меняется, потому что это топливо французской компании создано по лицензии Tvel.

Кирилл Николов считает, что возможности для диверсификации и конкуренции есть, хотя и небольшие. У TWEL, по тем или иным причинам, в основном политическим из-за санкций, есть свои соображения, хотя они строго выполняют свои контракты. То, что говорит министр Россен Христов, к сожалению, не соответствует действительности, потому что как раз в то время, когда он говорил, через Болгарию осуществлялась отгрузка топлива на атомную электростанцию «Пакш» в Венгрии. Российская сторона выполняет свои контракты.

Штаб принадлежит государству, и поэтому, возможно, политики тоже имеют право на свою позицию, но нельзя обойтись без того, чтобы выслушать мнение специалистов. Когда вы остаетесь без конкуренции, всем понятно, что произойдет с ценой и другими условиями. Когда у вас нет конкуренции, вы принимаете то, что вам предлагает другая сторона, — сказал Николов.

Проблема с поставками или хранением отработанного топлива?

Свежее ядерное топливо может быть доставлено самолетом, даже из России мы так доставляли. Наиболее удобная схема — по железной дороге и, конечно, водным транспортом. Это та же логика, что и доставка из Швеции — Westinghouse будет производить топливные сборки там — но транспортировка является наименьшей из проблем.

Отработанное топливо — это уже серьезная проблема. В США есть закон, который не позволяет возвращать топливо в Америку, оно там исключено. Необходимо искать другие средства. В настоящее время в Козлодуе имеется сухое хранилище отработанного топлива, но оно предназначено только для топлива ВВЭР 440 — старого топлива с малых блоков. Можно было бы сделать новое хранилище, но сначала это будет стоить больших денег, потребуется время и лицензирование, и не очень хорошо оставлять его для будущих поколений в Болгарии. До сих пор это практиковалось, и, на мой взгляд, это была правильная политика — как можно больше воевать за Россию и таким образом сохранить некоторое количество в Болгарии, но не очень много.

Франция в принципе может принимать отработанное топливо, но она может и перерабатывать его, а не только хранить. Необходимо найти решение с французами, хотя все упирается в экономический вопрос цены. С русскими это было недешево, но я думаю, что с французами экспорт будет намного дороже. Это вопросы переговоров и будущих действий, считает Николов.

В настоящее время для ВВЭР -1000 в Козлодуе к самим реакторам имеются бассейны, которые благодаря действиям местного руководства АЭС того времени произвели модернизацию, и увеличили их емкость, так как сделали так называемое уплотненное хранилище. В самих бассейнах установлены стойки из специальной борсодержащей стали, которые позволяют безопасно хранить картриджи более плотно, благодаря чему пропускная способность увеличилась более чем в 2 раза.

И в настоящее время там скопилось некоторое количество топлива, и в наших правилах также есть требование, что рядом с бассейнами в реакторе всегда должны быть свободные мощности для извлечения всей активной зоны из реактора. Поэтому в бассейне реактора находится 163 пустых картриджа — это неприкосновенный запас, который должен храниться в этих бассейнах. Существует также отдельное мокрое хранилище, построенное на АЭС «Козлодуй», но ему уже довольно много лет, и объем хранилища уменьшается. Проблема отработанного топлива должна быть решена, Николов был непреклонен.

Сколько времени может занять лицензирование нового вида топлива?

Довольно многие части отчета по безопасности компании Westinghouse принимаются сейчас, а не ждут завершения всех анализов. Сначала их принимают на АЭС «Козлодуй», затем отправляют в Управление по ядерному регулированию, где регулятор также не обязан по закону изучать документы до их получения. А затем работать и выдавать разрешения. Было решено работать параллельно, но на их рассмотрение и утверждение потребуется не менее полугода. Они также наймут иностранных экспертов и консультантов для работы над этими анализами, сказал Николов.

В условиях санкций против Росатома возможны проблемы с обслуживанием обоих энергоблоков

«В принципе, проблемы будут, как и с некоторыми запчастями, которые должны быть оригинальными», — сказал Николов о возможности введения европейских санкций в отношении работы Росатома. Эти детали, возможно, будут поставляться из Чехии, поскольку они также обслуживают российское оборудование на АЭС «Темелин», а проект почти такой же, как у нашей станции. Есть и другая проблема — мы говорим о промышленном производстве, и эти детали могут потребовать вмешательства генерального конструктора, и ему придется решать, как проводить ремонт. «Иногда такие проблемы возникают, мало того, что регламент требует вмешательства главного конструктора, главного дизайнера и научного руководителя. Именно эти три российские организации отвечают сегодня за АЭС «Козлодуй». Завод нуждается в обслуживании: все основные работы завод может делать сам, но в процессе эксплуатации завода возникали такие моменты, и мы всегда обращались к главному конструктору, который давал нам технологии, помогал со сварочными материалами. Даже Агентство по ядерному регулированию требует этого, документируя данный вопрос, потому что речь идет о безопасности, напомнил Николов.

Он сказал, что с политиками надо работать — я понимаю все эти санкции, войны, но эти вещи надо знать. Мы должны оставлять себе лазейку в определенное время, чтобы работать с этими организациями, когда мы работаем с их технологиями. Даже сам министр в эти дни хвастался, сколько миллиардов мы заработали на экспорте электроэнергии — всем нам ясно, кто является главным экспортером электроэнергии в Болгарии и кто сейчас выплачивает компенсацию от высокой электроэнергии всему бизнесу. Это АЭС «Козлодуй», — был непреклонен эксперт. Но станция находится в государственной собственности, и государство распоряжается ее прибылью по своему усмотрению, сказал бывший руководитель атомной электростанции.