Китайский автомобильный рынок сам по себе является крупнейшим в мире, а если выделить объемы продаж автомобилей с электродвигателями в той или иной комбинации, то отрыв от ближайших конкурентов становится в разы больше. В Китае, например, в прошлом году было продано в пять раз больше электромобилей, чем в США, а объем продаж почти удвоился, если включить в него гибриды.
Как поясняет The Wall Street Journal, официальная статистика, опубликованная Китайской ассоциацией автомобильных инженеров, позволяет говорить об этом. В целом, внутренний рынок легковых автомобилей вырос всего на 1,9% в прошлом году, достигнув впечатляющих 20,5 млн. автомобилей. Из этого числа 5,67 млн. автомобилей имели электрический тяговый двигатель в сочетании с двигателем внутреннего сгорания и возможностью подзарядки от сети или только в сочетании с тяговой батареей. В прошлом году в Китае было продано более 4 миллионов электромобилей с прямыми аккумуляторами. В США за тот же период было продано в пять раз меньше.
В то же время продажи автомобилей с обычным двигателем в Китае в прошлом году упали на 13%. В конце 2021 года емкость всего китайского рынка легковых автомобилей выросла на 4%, поэтому сейчас уместно говорить о замедлении темпов роста почти вдвое.
По мнению китайских экспертов, следующий год может оказаться сложным для мирового автомобильного рынка из-за слабости мировой экономики, высоких процентных ставок в США и больших товарных запасов в Китае. По итогам текущего года китайский авторынок в целом вырастет не более чем на 1%, а основная динамика придется на второе полугодие. Что касается прогноза развития рынка электромобилей в Китае, то темпы роста в текущем году могут быть ограничены примерно 30%. Снижение цен на углеводородное топливо может удержать некоторых покупателей от приобретения электрических и гибридных автомобилей. Ситуация в Китае ухудшится в связи с прекращением субсидий на покупку электромобилей для китайских граждан, которые действовали до декабря прошлого года включительно. Надвигающийся рубеж способствовал росту спроса на электромобили в декабре, при этом весь рынок автомобилей КНР вырос в прошлом месяце на 3% до 2,17 млн. единиц.
На китайском рынке EV и подключаемых гибридов прошлый год ознаменовался огромным успехом местного бренда BYD, который поднялся с десятого места на первое, продав в 2022 году почти 1,86 миллиона автомобилей с соответствующими трансмиссиями.
Tesla имеет крупнейший завод по сборке электромобилей в Шанхае, специализирующийся на производстве Model 3 и Model Y. В целом, в прошлом году Tesla произвела в Китае более 710 000 электромобилей, что составляет примерно половину от общего объема ее мирового производства, но пока нет данных о том, сколько из них было продано внутри страны. Tesla отправляет автомобили, собранные в Китае, в соседние страны и даже в Европу. Компания активно сокращала их в этом месяце, и хотя это повысило спрос на некоторые модели, это также привело к разочарованию покупателей в Китае, которые приобрели автомобили в декабре по более высоким ценам.