Автомобили становятся все более технологичными, иногда даже чрезмерно. Некоторое время назад производители автомобилей начали внедрять технологию сенсорных экранов и убирать некоторые физические кнопки в новых моделях. К счастью, сейчас тенденция, похоже, меняется: все больше автопроизводителей отказываются от огромных сенсорных экранов и возвращают привычные физические кнопки и поворотные регуляторы.
Отказ от сенсорных экранов является результатом негативной реакции потребителей, а не действий регулирующих органов, и уж точно не является пробуждением ответственности самих компаний. Руководители автомобильных компаний долгое время игнорировали опасения по поводу безопасности сложных дисплеев, но массовое возмущение потребителей заставило их обратить на это внимание.
За последнее десятилетие сенсорные экраны заполонили приборные панели. Они были представлены потребителям как воплощение высокотехнологичной современности, но определяющую роль сыграла стоимость. «Эти экраны представляют себя как ультрасовременный, минималистский дизайн, — говорит автомобильный обозреватель Мэтт Фара. — Но на самом деле это самый дешевый способ создания интерьера». Дисплеи выглядят современно и обошлись автопроизводителю значительно дешевле, чем тактильные элементы управления.
Тенденция использования сенсорных экранов в автомобилях снижает безопасность дорожного движения. Сенсорные экраны требуют, чтобы водитель переводил взгляд с дороги на экран, в то время как в автомобилях с физическими органами управления большинство операций выполняется прикосновением без необходимости отвлекаться от дороги. Навигация по различным уровням меню особенно опасна — информационно-развлекательные системы с сенсорными экранами могут отвлекать водителя на 40 секунд, что достаточно для преодоления километра на скорости 90 км/ч.
«Ирония заключается в том, что все практически согласны с тем, что пользоваться телефоном за рулем опасно, — говорит Фара. — Однако никто не жалуется на то, что мы делаем вместо этого — пользуемся iPad за рулем. Если вы платите за автомобиль от 40 000 до 300 000 долларов, вы получаете iPad, встроенный в приборную панель».
Недавнее потребительское исследование надежности автомобилей показало, что «информационно-развлекательные системы остаются серьезной проблемой для новых автомобилей». Обозреватель New York Times в статье под названием «Сенсорные экраны в автомобилях решают проблему, которой у нас не было» делает вывод о разочаровании современного потребителя от покупки менее безопасного автомобиля, где дешевый сенсорный экран преподносится как преимущество. Подобные статьи против сенсорных экранов в автомобилях появлялись во многих онлайновых и бумажных СМИ.
Некоторые автопроизводители приняли во внимание общественное мнение. Отзывы клиентов заставили Volkswagen отказаться от сенсорных экранов на рулевом колесе, которыми было практически невозможно пользоваться, не глядя вниз. А Porsche вернул кнопки в интерьер Cayenne 2024 г. Bugatti никогда не использовал сенсорные экраны. Похоже, что наличие физических кнопок и ручек становится признаком роскоши.
Несколько крупных автопроизводителей, которые пропустили увлечение сенсорными экранами, объявляют о своей приверженности классическому вождению. «Люди устанут от этих больших черных экранов», — предполагает главный дизайнер Nissan Альфонсо Альбайса. Hyundai также заявила, что предпочитает кнопки и циферблаты при разработке элементов управления автомобилем.
В то же время некоторые автопроизводители продолжают настаивать на использовании сенсорных экранов, например, новый Mercedes E-Class с 2024 года будет оснащен тремя дисплеями одновременно. А General Motors заявила, что будущие модели с сенсорными экранами будут несовместимы с широко используемыми Apple CarPlay и Android Auto. Вместо этого владельцам придется ориентироваться в новом информационно-развлекательном интерфейсе, что создаст дополнительные трудности при привыкании и переобучении.