10 июня 1912 года. Пенчо Славейков умирает в изгнании

<span _d-id=10 июня 1912 года. Пенчо Славейков умирает в изгнании«>

10 июня 1912 года в Лаго ди Камо в изгнании умер великий болгарский поэт Пенчо Славейков.

Он родился в 1866 году в городе Трявна, в семье Ирины и Петко Славейков, у которых было еще 6 детей Христо, Иван, Рачо, Райко, Донка, Пенка. Отцу было трудно заботиться о нем, но он нашел деньги, чтобы отправить сына в школу. Он учился в СтараЗагоре, где в 1876 году его отец был назначен учителем.

Он был свидетелем сожжения города во время русскотурецкой войны, память о котором навсегда осталась в его сознании. Эти «воспоминания, так глубоко укоренившиеся в душе«, помогли Славейкову в работе над «Песней крови«. Семья Славейковых едва спаслась от пожаров и воссоединилась в Тырново.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860385672870); });

После окончания войны он переехал в Сливен, в 1879 году снова в Тырново, где Петко Славейков издавал газеты «Остен« и «Целокупна Болгария«, а Пенчо Славейков участвовал в их распространении. В конце 1879 года семья поселилась в Софии, где Славейков учился до 1881 года. После введения мандатного режима его отец, один из лидеров Либеральной партии, был арестован, после чего уехал в Восточную Румелию.

Пенчо Славейков продолжил свое образование в Пловдиве. В 1883 году он был одним из лидеров восстания учеников в Пловдивской реальной гимназии против плохого преподавания предметов, после того как такие учителя, как Р. Р. Славейков, Петко Каравелов и Трайко Китанчев были заменены «надушенными контетами и умственно босыми педагогами«, напоминает БНР.

В это время он находился под влиянием не только своего отца, но и друга отца Петко Каравелова. Именно в эти годы зародилась его любовь к народному творчеству. Отец вместе с детьми записывал народные сказки, песни, легенды, древние предания. Славейков часто сопровождал отца в его поездках в разные районы Болгарии для лингвистических, этнографических и фольклорных исследований, изучая у первоисточника искусство и язык народа.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860386960380); });

В январе 1884 года он заснул на ледяной реке Марица и тяжело заболел. Несмотря на длительное лечение в Пловдиве, Софии, Лейпциге, Берлине и Париже, он был поврежден на всю жизнь ему было трудно передвигаться (он передвигался с тростью), он с трудом писал и с трудом говорил. После трехмесячной борьбы со смертью Славейков предавался мрачным мыслям, страдал от приступов меланхолии, от которой искал исцеления в книгах и творчестве.

Выйти из тяжелого кризиса ему помогли книги И. С. Тургенева и В. Г. Короленко «Живые мощи« и «Слепой музыкант«. В борьбе с невзгодами Славейков закалил свою волю и стал воспринимать страдания как великий учитель, возвышающий дух. Впоследствии эта идея нашла художественное выражение в ряде произведений («До диез минор« и др.). Его взгляд на страдания укрепился также благодаря знакомству с творчеством Генрика Ибсена, Фридриха Ницше, Генриха Гейне и других. После несчастья у Славейкова проявилась и склонность к творческому осмыслению одиночества. Стихи, написанные им в это время, были написаны под влиянием Гейне, произведения которого он читал в русском переводе.

К середине 1884 года семья Пенчо Славейкова вернулась в Софию. В 1885 году он сблизился с Алеко Константиновым. Они сотрудничали в журнале «Библиотека святого Климента« с переводами из русских поэтов. Это укрепило критическое отношение Славейкова к стамболовизму и к тогдашней болгарской социальной и политической действительности в целом, а также способствовало развитию его политического демократизма.

Многие его стихотворения конца 1880х первой половины 1890х годов («Отечество«, «Любимый падишах«, «Дым богу«, «Манго и медведь«, «Царь Давид« и др.) проникнуты критическим и социальным пафосом. В то же время Славейков писал и интимную лирику. Он собрал ее в своей первой книге «Девичьи слезы«, созданной под неассимилированным влиянием Гейне. Быстро осознав свою незрелость, через год после публикации Славейков изъял нераспроданные экземпляры, чтобы сжечь их.

В 1892 году Славейков отправился изучать философию в Лейпциг. Оттуда он регулярно сотрудничал с журналами «Мисел« и «Българска сбярка«, создал поэмы «Ралица«, «Бойко«, «Неразлучники« и другие классические эпические песни, первые главы эпоса «Кровавая песня«, многие миниатюры в «Мечте о счастье«. Очень полезным для его творчества оказалось знакомство с Марой Бельчевой, с которой он разделял общие интересы как поэт и писатель и остался близким другом на всю жизнь.

Будучи студентом, Славейков поставил перед собой задачу расширить свой жизненный, философский и эстетический кругозор, учиться у великих художников. Лекции, которые он слушал, свидетельствуют о его многогранных интересах: неокантианский эстетик Иоганнес Фолькельт читал историю новой философии, общую эстетику, эстетику поэтического искусства, эстетику драмы; философидеалист, экспериментальный психолог, физиолог и фольклорист Вильгельм Вундт психологию, этику, историю философии; Э. Эльстер история немецкой литературы; Вюлькер лекции о творчестве Уильяма Шекспира; Фольнер о народном эпосе южных славян и др.

Интерес Славейкова к живописи и скульптуре привел его в Лейпцигское общество любителей искусства, членом которого он был. Он также был членом Лейпцигского литературного общества. Он посещал многочисленные театральные премьеры. Он погрузился в творчество Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, читал исследования о них, интересовался не только их художественным творчеством, но и философскими и эстетическими взглядами. Среди десятков современных немецких поэтов, которые приковывают его внимание, Теодор Шторм, Д. Лилиенкрон, Р. Демель, Г. Falke, N. Ленау. Через немецкие переводы Славейков знакомится со скандинавскими литературами, изучает творчество Генриха Ибсена, Я. Якобсена. Якобсена. Он первым в Болгарии познакомился с идеями датского философа Сёрена Кьеркегора. Он читал произведения Георга Брандеса, К. Ланге, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше.

Благодаря своим разносторонним интересам и неиссякаемому остроумию он заслужил репутацию среди болгарских студентов в Лейпциге. В первый год обучения он был избран председателем болгарской секции Славянского академического общества, а в следующем году стал президентом общества. Он подготовил диссертацию на тему «Гейне и Россия«, но не завершил ее, поскольку не смог работать, как намеревался, в русских библиотеках.

В Лейпциге Славейков завершил (1896) 1й том «Эпических песен«, подготовил 2й том и продолжал создавать задушевную лирику, поднявшись выше своих ранних лирических произведений. Поэтический сборник «Сон о счастье« плод многолетней творческой работы в этом направлении. Он послал свои первые критические тексты, которые появились в газете. «Знамя«.

Славейков вернулся в Болгарию в начале 1898 года и в том же году стал действительным членом Болгарского литературного общества, ныне Болгарской академии наук. Он был назначен преподавателем Софийской мужской гимназии и прикомандирован к Национальной библиотеке в Софии. Он стал близким помощником дра Крастева в редактировании журнала «Национальная библиотека Болгарской академии наук«. Он был близким соратником профессора Крастева, редактора журнала «Мисле«, и находился в центре литературного кружка «Мисле«.

Очень важным аспектом его жизни и духовного пути была любовь к поэтессе Маре Белчевой, вдове умершего болгарского министра. Он связал с ней свою жизнь в 1903 году, но встретил неодобрение Фердинанда и дворцовых кругов. Вместе они перевели «Так говорил Заратустра« Ницше. В течение многих лет они также вместе работали над его поэмой «Песнь крови«.

Пенчо Славейков был поддиректором (1901 1909) и директором (1909 1911) Национальной библиотеки, директором Национального театра (1908 1909). В сентябре 1908 года он совершил турне по Македонии с театром, который в Битоле, Прилепе и других населенных пунктах стал культурной и общественной манифестацией, вдохновленной поэтомдиректором. За время своего недолгого пребывания в Национальном театре Славейков проявил себя как энергичный, высококвалифицированный и талантливый руководитель и режиссер. Защищая независимость театра от некомпетентного вмешательства, он вступил в конфликт с министром образования Николой Мушановым и ушел.

В 1909 году он был направлен в Москву для участия в праздновании 100летия со дня рождения Николая Гоголя. Вместе с проф. Васил Златарски привез в Болгарию кости Марина Дринова и его библиотеку. Из России Славейков написал несколько писем Маре Белчевой, в которых показал себя как националист и антимонархист, гуманист и демократ. Во время Казионского славянского собора (1910), будучи демократом и сторонником идеи славянского единства на чисто культурных основаниях и на основе братского согласия, Славейков выступил с протестом в открытом письме к делегатам собора и в речи на публичном собрании.

В начале марта 1911 года он был командирован в Константинополь, Афины, Неаполь, Сорренто и Рим для ознакомления с библиотечными зданиями и развитием библиотечного дела. После возвращения в Софию Славейков посвятил себя кипучей работе: он закончил вторую часть «Песни крови« (IVVI песни), подготовил антологию «Немецкие поэты«.

10 июля 1911 года министр просвещения Стефан Бобчев освободил его от должности директора Национальной библиотеки и назначил хранителем школьного музея при Министерстве народного просвещения. Славейков не принял эту должность и уехал за границу. Перед отъездом он председательствовал на собрании, на котором было создано отделение Общества друзей русского народа (председателем которого был Анатоль Франс). В конце августа Славейков находится в Цюрихе, где его встречает Мара Бельчева.

Он живет в разных населенных пунктах Люцерне, Хофлу, Горате, Гохенене, Андерматте, Лугано. Сильный душевный гнет ухудшил его здоровье. Славейков прилагает героические усилия, чтобы работать. В конце ноября он прибывает в Италию. Самое длительное пребывание в Риме 3 месяца. Позже он отправился во Флоренцию, а оттуда в Милан. В Милане он остановился в отеле «Манин«, где закончил некоторые из своих последних работ. В мае 1912 года он снова отправился в путь через Флоренцию, в Энгандины, в горы, в поисках исцеления души и тела. В конце месяца он прибыл в небольшой курортный городок Брунате, расположенный между озером Лаго ди Комо и городом Комо (Италия), где и умер 10 июня. В Болгарии, которая менее чем через четыре года перейдет на григорианский календарь, это все еще 28 мая. Он был похоронен на деревенском кладбище, а в 1921 году его кости были привезены в Болгарию.

Изза его безвременной кончины предложение шведского академика Альфреда Йенсена, переводчика «Песни крови« и других его произведений, о присуждении ему Нобелевской премии не было рассмотрено Нобелевским комитетом.

10 июня 1912 года. Пенчо Славейков умирает в изгнании">