10 июня 1912 года. Пенчо Славейков умирает в изгнании«>
10 июня 1912 года в Лаго ди Камо в изгнании умер великий болгарский поэт Пенчо Славейков.
Он родился в 1866 году в городе Трявна, в семье Ирины и Петко Славейков, у которых было еще 6 детей — Христо, Иван, Рачо, Райко, Донка, Пенка. Отцу было трудно заботиться о нем, но он нашел деньги, чтобы отправить сына в школу. Он учился в Стара—Загоре, где в 1876 году его отец был назначен учителем.
Он был свидетелем сожжения города во время русско—турецкой войны, память о котором навсегда осталась в его сознании. Эти «воспоминания, так глубоко укоренившиеся в душе«, помогли Славейкову в работе над «Песней крови«. Семья Славейковых едва спаслась от пожаров и воссоединилась в Тырново.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div—gpt—ad—1686038567287—0‘); });
После окончания войны он переехал в Сливен, в 1879 году — снова в Тырново, где Петко Славейков издавал газеты «Остен« и «Целокупна Болгария«, а Пенчо Славейков участвовал в их распространении. В конце 1879 года семья поселилась в Софии, где Славейков учился до 1881 года. После введения мандатного режима его отец, один из лидеров Либеральной партии, был арестован, после чего уехал в Восточную Румелию.
Пенчо Славейков продолжил свое образование в Пловдиве. В 1883 году он был одним из лидеров восстания учеников в Пловдивской реальной гимназии против плохого преподавания предметов, после того как такие учителя, как Р. Р. Славейков, Петко Каравелов и Трайко Китанчев были заменены «надушенными контетами и умственно босыми педагогами«, напоминает БНР.
В это время он находился под влиянием не только своего отца, но и друга отца Петко Каравелова. Именно в эти годы зародилась его любовь к народному творчеству. Отец вместе с детьми записывал народные сказки, песни, легенды, древние предания. Славейков часто сопровождал отца в его поездках в разные районы Болгарии для лингвистических, этнографических и фольклорных исследований, изучая у первоисточника искусство и язык народа.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display(‘div—gpt—ad—1686038696038—0‘); });
В январе 1884 года он заснул на ледяной реке Марица и тяжело заболел. Несмотря на длительное лечение в Пловдиве, Софии, Лейпциге, Берлине и Париже, он был поврежден на всю жизнь — ему было трудно передвигаться (он передвигался с тростью), он с трудом писал и с трудом говорил. После трехмесячной борьбы со смертью Славейков предавался мрачным мыслям, страдал от приступов меланхолии, от которой искал исцеления в книгах и творчестве.
Выйти из тяжелого кризиса ему помогли книги И. С. Тургенева и В. Г. Короленко «Живые мощи« и «Слепой музыкант«. В борьбе с невзгодами Славейков закалил свою волю и стал воспринимать страдания как великий учитель, возвышающий дух. Впоследствии эта идея нашла художественное выражение в ряде произведений («До диез минор« и др.). Его взгляд на страдания укрепился также благодаря знакомству с творчеством Генрика Ибсена, Фридриха Ницше, Генриха Гейне и других. После несчастья у Славейкова проявилась и склонность к творческому осмыслению одиночества. Стихи, написанные им в это время, были написаны под влиянием Гейне, произведения которого он читал в русском переводе.
К середине 1884 года семья Пенчо Славейкова вернулась в Софию. В 1885 году он сблизился с Алеко Константиновым. Они сотрудничали в журнале «Библиотека святого Климента« с переводами из русских поэтов. Это укрепило критическое отношение Славейкова к стамболовизму и к тогдашней болгарской социальной и политической действительности в целом, а также способствовало развитию его политического демократизма.
Многие его стихотворения конца 1880—х — первой половины 1890—х годов («Отечество«, «Любимый падишах«, «Дым богу«, «Манго и медведь«, «Царь Давид« и др.) проникнуты критическим и социальным пафосом. В то же время Славейков писал и интимную лирику. Он собрал ее в своей первой книге «Девичьи слезы«, созданной под неассимилированным влиянием Гейне. Быстро осознав свою незрелость, через год после публикации Славейков изъял нераспроданные экземпляры, чтобы сжечь их.
В 1892 году Славейков отправился изучать философию в Лейпциг. Оттуда он регулярно сотрудничал с журналами «Мисел« и «Българска сбярка«, создал поэмы «Ралица«, «Бойко«, «Неразлучники« и другие классические эпические песни, первые главы эпоса «Кровавая песня«, многие миниатюры в «Мечте о счастье«. Очень полезным для его творчества оказалось знакомство с Марой Бельчевой, с которой он разделял общие интересы как поэт и писатель и остался близким другом на всю жизнь.
Будучи студентом, Славейков поставил перед собой задачу расширить свой жизненный, философский и эстетический кругозор, учиться у великих художников. Лекции, которые он слушал, свидетельствуют о его многогранных интересах: неокантианский эстетик Иоганнес Фолькельт читал историю новой философии, общую эстетику, эстетику поэтического искусства, эстетику драмы; философ—идеалист, экспериментальный психолог, физиолог и фольклорист Вильгельм Вундт — психологию, этику, историю философии; Э. Эльстер — история немецкой литературы; Вюлькер — лекции о творчестве Уильяма Шекспира; Фольнер — о народном эпосе южных славян и др.
Интерес Славейкова к живописи и скульптуре привел его в Лейпцигское общество любителей искусства, членом которого он был. Он также был членом Лейпцигского литературного общества. Он посещал многочисленные театральные премьеры. Он погрузился в творчество Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, читал исследования о них, интересовался не только их художественным творчеством, но и философскими и эстетическими взглядами. Среди десятков современных немецких поэтов, которые приковывают его внимание, — Теодор Шторм, Д. Лилиенкрон, Р. Демель, Г. Falke, N. Ленау. Через немецкие переводы Славейков знакомится со скандинавскими литературами, изучает творчество Генриха Ибсена, Я. Якобсена. Якобсена. Он первым в Болгарии познакомился с идеями датского философа Сёрена Кьеркегора. Он читал произведения Георга Брандеса, К. Ланге, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше.
Благодаря своим разносторонним интересам и неиссякаемому остроумию он заслужил репутацию среди болгарских студентов в Лейпциге. В первый год обучения он был избран председателем болгарской секции Славянского академического общества, а в следующем году стал президентом общества. Он подготовил диссертацию на тему «Гейне и Россия«, но не завершил ее, поскольку не смог работать, как намеревался, в русских библиотеках.
В Лейпциге Славейков завершил (1896) 1—й том «Эпических песен«, подготовил 2—й том и продолжал создавать задушевную лирику, поднявшись выше своих ранних лирических произведений. Поэтический сборник «Сон о счастье« — плод многолетней творческой работы в этом направлении. Он послал свои первые критические тексты, которые появились в газете. «Знамя«.
Славейков вернулся в Болгарию в начале 1898 года и в том же году стал действительным членом Болгарского литературного общества, ныне Болгарской академии наук. Он был назначен преподавателем Софийской мужской гимназии и прикомандирован к Национальной библиотеке в Софии. Он стал близким помощником д—ра Крастева в редактировании журнала «Национальная библиотека Болгарской академии наук«. Он был близким соратником профессора Крастева, редактора журнала «Мисле«, и находился в центре литературного кружка «Мисле«.
Очень важным аспектом его жизни и духовного пути была любовь к поэтессе Маре Белчевой, вдове умершего болгарского министра. Он связал с ней свою жизнь в 1903 году, но встретил неодобрение Фердинанда и дворцовых кругов. Вместе они перевели «Так говорил Заратустра« Ницше. В течение многих лет они также вместе работали над его поэмой «Песнь крови«.
Пенчо Славейков был поддиректором (1901 — 1909) и директором (1909 — 1911) Национальной библиотеки, директором Национального театра (1908 — 1909). В сентябре 1908 года он совершил турне по Македонии с театром, который в Битоле, Прилепе и других населенных пунктах стал культурной и общественной манифестацией, вдохновленной поэтом—директором. За время своего недолгого пребывания в Национальном театре Славейков проявил себя как энергичный, высококвалифицированный и талантливый руководитель и режиссер. Защищая независимость театра от некомпетентного вмешательства, он вступил в конфликт с министром образования Николой Мушановым и ушел.
В 1909 году он был направлен в Москву для участия в праздновании 100—летия со дня рождения Николая Гоголя. Вместе с проф. Васил Златарски привез в Болгарию кости Марина Дринова и его библиотеку. Из России Славейков написал несколько писем Маре Белчевой, в которых показал себя как националист и антимонархист, гуманист и демократ. Во время Казионского славянского собора (1910), будучи демократом и сторонником идеи славянского единства на чисто культурных основаниях и на основе братского согласия, Славейков выступил с протестом в открытом письме к делегатам собора и в речи на публичном собрании.
В начале марта 1911 года он был командирован в Константинополь, Афины, Неаполь, Сорренто и Рим для ознакомления с библиотечными зданиями и развитием библиотечного дела. После возвращения в Софию Славейков посвятил себя кипучей работе: он закончил вторую часть «Песни крови« (IV—VI песни), подготовил антологию «Немецкие поэты«.
10 июля 1911 года министр просвещения Стефан Бобчев освободил его от должности директора Национальной библиотеки и назначил хранителем школьного музея при Министерстве народного просвещения. Славейков не принял эту должность и уехал за границу. Перед отъездом он председательствовал на собрании, на котором было создано отделение Общества друзей русского народа (председателем которого был Анатоль Франс). В конце августа Славейков находится в Цюрихе, где его встречает Мара Бельчева.
Он живет в разных населенных пунктах — Люцерне, Хофлу, Горате, Гохенене, Андерматте, Лугано. Сильный душевный гнет ухудшил его здоровье. Славейков прилагает героические усилия, чтобы работать. В конце ноября он прибывает в Италию. Самое длительное пребывание в Риме — 3 месяца. Позже он отправился во Флоренцию, а оттуда в Милан. В Милане он остановился в отеле «Манин«, где закончил некоторые из своих последних работ. В мае 1912 года он снова отправился в путь — через Флоренцию, в Энгандины, в горы, в поисках исцеления души и тела. В конце месяца он прибыл в небольшой курортный городок Брунате, расположенный между озером Лаго ди Комо и городом Комо (Италия), где и умер 10 июня. В Болгарии, которая менее чем через четыре года перейдет на григорианский календарь, это все еще 28 мая. Он был похоронен на деревенском кладбище, а в 1921 году его кости были привезены в Болгарию.
Из—за его безвременной кончины предложение шведского академика Альфреда Йенсена, переводчика «Песни крови« и других его произведений, о присуждении ему Нобелевской премии не было рассмотрено Нобелевским комитетом.