Церковный певец и дирижер Иван Янакиев рассказал ФАКТ: Через музыку мы можем стать ближе к Богу

<span _d-id=Церковный певец и дирижер Иван Янакиев рассказал ФАКТ: Через музыку мы можем стать ближе к Богу«>

Через несколько дней храм Святого Пантелеймона в районе Княжево в Софии отметит свое 100летие, которое будет отмечаться в день праздника храма 27 июля день, когда Болгарская православная церковь почитает Святого Пантелеймона.

«Церковь белогвардейских эмигрантов«, как называют храм со времен начала, является настоящим центром духовности с богатой историей, запечатленной в каждой иконе, в каждом уголке. Храм «Св. Пантелеймона« был построен в 1923 году русскими инвалидами войны, которые были вынуждены покинуть свою родину после октябрьских событий 1917 года. Точная дата не сохранилась в архивах. Однако известно, что именно в 1923 году в пригороде Кламар был построен первый храм общины белых иммигрантов в Париже. В храме «Св. Пантелеймона«, известном как «Церковь белой гвардии«, сохранились четыре чудотворные иконы.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860385672870); });

Наиболее почитаемыми являются Тихвинская икона Божией Матери, оберегающая людей в пути, икона св. Пантелеймона и Казанская св. Марии, сохранившаяся до наших дней. В маленькой русской церкви также находятся иконы святого пророка Илии и святого благоверного князя Александра Невского. На иконе читаем надпись: «Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Александровичу с благословения русского скита «Св. Пророк Илия« на горе Афон. 1893 г.«. Как эта икона оказалась в храме святого Пантелеймона в Княжево, подаренная афонскими монахами Александру III можно только догадываться.

Накануне 100летия строительства храма «Святого Пантелеймона« в столичном районе Княжево, известного как «храм белогвардейцев«, я беседовал с церковным певцом и дирижером Иваном Янакиевым о церковном пении и музицировании, о молитвах, о церковной музыке, о христианских ценностях, о храме «изгнанных белогвардейцев«, обо всем, что ведет нас к Богу!

googletag.cmd.push(function() { googletag.display(divgptad16860386960380); });

Кто такой Иван Янакиев?

Руководитель школы обучающего церковного пения на западной музыке при церкви Святого Пантелеимона в Княжево, София. Чтец и певец в Патриаршем соборе святого Александра Невского. Руководитель будничного ежедневного квартета.

Певец в хоре подминистерства св. Николая Чудотворца, дирижер.

Господин Янакиев, вы являетесь доктором музыковедения из Института искусствознания Болгарской академии наук. Что должен знать о музыке каждый человек, даже если он не является доктором музыковедения?

Музыка это дар, данный Богом человеку. Мы должны подходить к этому дару с особой осторожностью. Потому что, в общем, через музыку мы можем приблизиться к Богу, но можем и отдалиться от Него. Я сторонник гипотезы об общих ресурсах синтаксической обработки языка и музыки вообще говоря, что одни и те же центры мозга отвечают за соединение слов во фразы и предложения и за соединение музыкальных мотивов в музыкальную фразу. И если мы позволим себе сослаться на начало Евангелия от св. Иоанна Богослова, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1)«, а также что «Все чрез Него создано, и без Него не было ничего из того, что создано (Ин. 1:3)«, то музыка является вторичным помощником Слова, поскольку по провидению мы можем наблюдать общие ресурсы для обработки как языка, так и музыки. Итак, как язык может увести нас от Бога или отдалить от Него то же самое верно и в отношении музыки, все зависит от нашего выбора.

Правильное использование музыки она может помочь молитве, привести нас к той или иной форме богопознания путей много. Бог есть Любовь, и святые отцы говорят об этой любви как о бесстрастной. Вот как я понимаю правильное использование музыки это помощник в молитве, который следует за Словом (даже если нет слов). Первый шаг, о котором говорит Лекционарий, это смирение. И именно так мы можем узнать, правильно ли мы используем дар музыки задавая вопрос: «Во имя кого мы делаем то или иное дело?«. Если это во имя Бога мы можем надеяться, что Бог приклонит свое ухо и услышит молитвенное приношение. Но если ответ будет от моего имени это уже красный флаг.

В связи с этим я прочитал интересный пример с горы Афон. В некоторых монастырях Святой Горы молодым монахам не дают петь священнослужителям, говорят: «Красивый голос полбеды«. Это настоящие подводные камни, на которые наталкиваются многие хорошие музыканты, даже не подозревая об этом самолюбие, тщеславие, зависть, жадность к вниманию, гнев. Мир музыки наполнен множеством примеров таких плодов. И человек задается вопросом как это может быть, ведь музыка духовная вещь? Если она духовна, то не может быть иначе. Проблема возникает, когда дар музыки используется не по назначению и из духовной вещи превращается в простое духовное переживание.

Что для вас церковная музыка? Как вы к ней относитесь?

Церковная музыка это молитва в сочетании с музыкой. Это вспомогательный инструмент, с помощью которого мы украшаем служение Богу священнослужителей в алтаре. Музыка во время богослужения изображает молитву верующих поющие во время богослужения являются образом общины верующих, а церковная музыка это участие в богослужении певчие поют от имени народа.

С другой стороны, я читал случаи из житий святых, когда во время богослужения угодника Божия в храме никого не было, а ангельское пение слышалось изнутри. Отсюда мы выводим уже сказанное, что музыка дается Богом небесные ангелы исполняют, вернее, доводят до сведения человека, волю Божию.

Об ощущениях от музыки Святые отцы советуют нам не обращать внимания на ощущения, а искать Бога в молитве. Есть очень тонкая грань между превращением церковного музицирования из духовного намерения в духовный опыт и служением (пусть и криво) исполнителю больше, чем Богу. Мне нравится священное учение о трехсоставности души (разум или ноос/нус, чувства и желания), мы можем сказать, что если наш разум во время молитвенного пения не направлен к Богу, то существует реальная опасность, что исполнитель останется подверженным чувствам и даже желаниям, даже страстям), которые музыка способна пробудить в человеке. С другой стороны, когда есть разумное духовное устремление к Богу тогда чувства и желания отходят на второй план, и это помогает певцу сосредоточиться на Боге, а не на собственных переживаниях.

Чем отличается церковная музыка? В чем ее специфика?

Самая красивая и особенная черта церковной музыки заключается в том, что она звучит во имя Бога. Певчие храма во время служб имеют возможность участвовать в молитвах священников. Их «Аминь« подтверждает, что с самого начала Святой Мессы мы уже находимся во времени Благословенного Царства Отца, Сына и Святого Духа.

Церковное музицирование это молитва. Это стоит на первом месте. Затем идут профессиональные особенности репертуар, вокал, ансамбль. Это немаловажно, но если нет молитвы, то даже самый совершенный хор или певец будет чужд сути Божественной литургии. Мы должны быть осторожны, чтобы не попасть под обличающие слова Спасителя: «Горе вам &hellip; ибо вы уподобляетесь гробам выбеленным, которые снаружи кажутся красивыми, &hellip; (Матф. 23:27)«.

Вы являетесь чтецом и певчим в Патриаршем соборе Святого Александра Невского, где также руководите будничным квартетом. Расскажите подробнее об этой деятельности?

В соборной церкви ежедневно проводятся утренние и вечерние богослужения, в которых музыкальная ответственность возложена на ежедневный мужской квартет. В настоящее время у нас поют пять человек. Это единственный такой ежедневный мужской квартет в стране. Его руководителем на протяжении многих лет был Святейший Патриарх Неофит (в сане архимандрита). Мы до сих пор поем по его нотированным тропарям и стихирам на восемь гласов. Думаю, я говорю от имени всех певцов, что мы благодарны за его наследие.

Чаще всего мы участвуем с ежедневным квартетом в будничных утренних и вечерних Божественных литургиях, но с этого года, по благословению настоятеля храма, епископа Герасима Мельника, мы участвуем и в будничных мессах в соборе. В июле мы также будем петь Всенощное бдение.

Насколько я знаю, вы также поете в хоре храма св. Николая в Мирах. Есть ли разница между русским церковным пением и болгарским? Как Вы их совмещаете?

В подворье Московского Патриарха «Свт. Николай Чудотворец« и в кафедральном Старопатриаршем соборепамятнике св. Александра Невского четырехчастный хор поет на праздничных и суточных службах. Это существенное сходство, которое в данном случае является общим для выбора музыкального благолепия, украшающего Божественную литургию в двух поместных церквях. Одно из существенных различий заключается в том, что в Приорате Св. Николая Мерликийского Чудотворца служат по Иерусалимскому типику, который является монастырским (В РПЦ нет гражданского типика), в то время как в БПЦ мы имеем Константинопольский типик, который приспособлен для служения в городских церквях. Существенная разница заключается в том, что монастырский тип богослужения более распространен, а городской более концентрирован.

Что отличает греческое церковное пение? Почему существуют эти различия, учитывая, что все они являются восточноправославными?

К сожалению, я не являюсь специалистом по греческому/византийскому церковному пению. Единственные два различия, о которых я могу сказать, это то, что нотация на мяте отличается от пентолины и то, что греческое/византийское пение преимущественно монофоническое (монодия).

Вы возглавляете школу обучающего церковного пения на западной музыке при церкви Святого Пантелеймона в Софии, которая в этом году отмечает свое 100летие. Кого вы там обучаете? Кто Ваши ученики и кто может записаться в хор и на уроки?

С декабря, по приглашению настоятеля храма прот. Димитара Тухчиева, я начал вести еженедельную школу по субботам по западному многоголосному хоровому церковному пению (полностью противоположному по звучанию восточной греческой/византийской практике). Мы собираем 56 человек, у которых есть интерес и время. Мы участвуем в мессе и остаемся после нее. Мы говорим о песнопениях литургии, их литургическом значении и поем различные полифонические песнопения. Так мы проводим утро с 9 утра до 11:30, поем и молимся.

Что именно преподается в церковном пении, основанном на западной музыке? На старославянском ли?

Мы изучаем полифонический обряд (русский обряд), добавляя оригинальные трех и четырехчастные песнопения. Наш учебник трехголосный обход Геннадия Никифоровича Лапаева, также мы поем песнопения из Бахметьевского (Придворенского или Петербургского) обхода.

Исполняются ли особые песнопения в церкви Святого Пантелеймона, известной как «церковь белой гвардии«? Соблюдаются ли древние русские церковные традиции?

В храме есть хорошо сохранившаяся нотная библиотека с рукописями церковных песнопений. В настоящее время мы не дошли до них, но я надеюсь, что со временем мы сможем восстановить большую часть звукового наследия, оставленного нам на нотных листах.

Этот храм, построенный белогвардейскими графами, исключителен. Я помню, как в детстве приходила сюда с мамой, и в домах рядом с церковью, где жили белоэмигранты, всегда звучали русские романсы....это мои детские воспоминания...Знаете ли вы какиенибудь белогвардейские песни или русские романсы?

У меня нет большого опыта в русском светском песенном творчестве. Один пример, который я могу вспомнить, это песня двенадцати разбойников, прекрасная песня, темой которой является покаяние и великая милость Бога.

Храм Святого Пантелеймона в столичном районе Княжево готовится отметить свое 100летие! Это чрезвычайно значимое и благоприятное событие для этой святой обители. Какими песнопениями вы будете отмечать этот праздник?

Хор Приората «Св. Николая Мирликийского Чудотворца«. Уверена, что дирижер Василена ЧеноваСтефанова подберет такие песнопения, которые подойдут для торжественного события.

И давайте закончим это интервью псалмом, псалтирью, молитвой Что бы вы выбрали?

Давайте посмотрим на знакомый нам первый псалом, который наставляет нас, какими мы должны быть:

«Но в законе Господнем воля его, и над законом Его он размышляет день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при реках водных, приносящее плод свой в свое время, и лист которого не увядает, и во всем, что он делает, преуспевает (Пс. 1:23)«.

И второй псалом, которым я также поделюсь, это псалом под номером 126

«Какие бы стрелы ни были в руке могущественного, это молодые сыновья. Блажен человек, наполнивший ими свой колчан! Они не постыдятся, когда будут говорить с врагами у ворот (Пс. 126:45)«.

Непрерывность это принцип, благодаря которому мы преодолеваем штормы жизненного моря. Эта часть 126го псалма звучит для меня как упрек всем нам, независимо от того, на чьей мы стороне, но она также дает нам шаги, чтобы встать и принять то, что Бог через своего пророка Св. В первом псалме царь Давид дает обещание.

Слава Богу за все.

Интервью с Олей АльАхмед



Церковный певец и дирижер Иван Янакиев рассказал ФАКТ: Через музыку мы можем стать ближе к Богу">