«Среда»: новый взгляд на мрачную историю о семейке Аддамс

Сериал «Среда» — последний проект режиссера Тима Бертона, первый сезон которого вышел в эфир в конце ноября. Новая адаптация культовой «Семейки Аддамс» имела огромный успех с первой же серии и покорила чарт самых просматриваемых сериалов на платформе Netflix. Одна из причин может быть связана с культовыми персонажами, изначально созданными Чарльзом Аддамсом, но мы не можем сказать, что это очередная копия уже рассказанной истории.

Телевидение и реальность

«Среда» показывает нам дочь Мортиши и Гомеса в новом свете. В отличие от предыдущих адаптаций, где она всегда представлена маленькой девочкой лет 10, здесь она уже в подростковом возрасте, и на первый взгляд сталкивается с обычными вещами этого периода: новая школа, дружба, драма, немного любви… Не позволяйте этому обмануть вас. Это не просто очередная история об американских подростках, а нечто гораздо большее. Семья Адамс — не обычная семья. У них странные способности и еще более странные наклонности, а школа Венсдей — это место для всевозможных существ. Тим Бертон — тот режиссер, который не станет «переписывать» историю. Вместо этого они сделали его своим.

Сюжет очень динамичный. Он сочетает в себе тайны, убийства, драму, секреты, паранормальные явления и некоторые клише из подростковых сериалов для колорита. Существует множество нитей конфликта, как общих (основные), так и личных (заглядывание во внутренний мир персонажа). В каждом эпизоде удается найти идеальный баланс между ними, так что временами мы не скучаем, временами нам не кажется, что мы не можем перевести дух. Тайн много, они появляются из разных мест, но в то же время они связаны между собой, как бусины на четках. Повороты неожиданны и заставляют зрителя сомневаться в каждом персонаже, даже в решениях главного героя. Даже известные подростковые клише вплетены в сюжет интересным образом, что не заставляет их казаться надоедливыми, к тому же они не привлекают особого внимания по ходу событий.

Персонажи интересны и легко различимы. Каждый из них отличается своими характеристиками, как внешними, так и внутренними. Некоторые из них удается развить, но не до конца (должно остаться что-то для будущих сезонов). Другие, с другой стороны, почти не «двигаются» в этом отношении, но это больше связано с отсутствием фокуса на их предыстории, мыслях и чувствах, что дает больше возможностей для будущего. Динамика между ними очень хороша, потому что каждый из них относится к своему типу и привносит что-то новое в главную героиню, умудряясь в какой-то мере изменить ее, пусть и незаметно. Кстати говоря, с годами образ Венздея Адамса стал определенным архетипом, к которому люди настолько привыкли, что любое более грубое изменение может привести к негативной реакции аудитории. Однако здесь Тиму Бертону и Дженне Ортега удается пройти «между каплями», вставляя постепенные и плавные изменения в характер нашей в остальном привычной героини, чтобы они не «бросались в глаза», выглядя со стороны вполне обыденно. И все же им удалось сохранить то, что делает Венздая Адамса… Венздаем Адамсом.

Мы не можем говорить о персонажах сериала, не упомянув актеров, которые воплощают их в жизнь. С самого начала бремя оправдания ожиданий ложится на плечи Дженны Ортеги. Она сама говорит, что трудно вжиться в шкуру персонажа, который существует столько лет в разных формах и который настолько любим, что его поклонники следят за каждым жестом, каждым словом и каждым действием актера, который решил его изобразить. Ее кастинг также далек от обычного. Когда Тим Бертон предлагает ей роль, она приходит на онлайн-пробы, уставшая после ночи съемок и покрытая искусственной кровью, что искренне забавляет режиссера, и после короткого времени видеозвонка он убежден, что нашел свою маленькую Адамс. Дженна проходит через множество этапов: уроки игры на виолончели, фехтования и других боевых искусств, изменение внешности, оттачивание правильной мимики, движений и характерного мрачного выражения лица Венздея. Если присмотреться, то можно заметить, что он даже не моргает ни в одной сцене. Ортеге мастерски удается передать сдержанные эмоции своей героини через едва заметную улыбку, глубокое дыхание или просто игру глаз, доказывая, что они действительно являются зеркалом души. Сама она сравнивает свою игру в спектакле скорее с игрой в немых фильмах.

Кэтрин Зета-Джонс также удается изобразить элегантную и поддерживающую мать, Мортицию Адамс. Хотя она немного более эмоциональна, чем в предыдущих воплощениях, ее Мортисия сохраняет свое мистическое очарование. То же самое можно сказать и о Луизе Гузман, которая, в свою очередь, придает больше глубины своему Гомесу Адамсу. Айзек Ордонез также хорошо справляется с ролью Пагсли Адамса, хотя появляется редко.

Остальным актерам также удается четко передать сущность своих персонажей и сделать их очень реальными, несмотря на их различные способности. Любопытно, что Кристина Риччи (Венздей из «Семейки Адамс» 90-х) также участвует в шоу, но она и Дженна не сравнивают свои разные версии и даже не вспоминают об этом персонаже. Для них лучше всего держать две версии как можно дальше друг от друга, чтобы новая версия не попала под влияние старой и не стала ее копией.

Съемочная группа также отлично справляется со своей работой. На протяжении всей серии идет искусная игра со светом и тенями, которые «раскрывают» больше определенного персонажа или мистически маскируют его. Наиболее ярким является сопоставление двух соседей по комнате, которые находятся перед круглым окном, разделенным на две части — одна половина прозрачная, другая тонирована в разные цвета. Аналогично, на лицо Энид Синклер (Эмма Майерс) падает больше света, в то время как лицо Венсдей закрыто тенью, или она сама больше находится в более темных комнатах и углах. Также часто используется свет свечей, благодаря чему некоторые черты лица выделяются сильнее, а обычно невинные выражения выглядят более загадочными и даже слегка тревожными. Редкие проявления эмоций главной героини показаны крупным планом ее лица, благодаря чему переживания кажутся более личными и интимными, как будто это что-то тайное, не предназначенное для всеобщего обозрения, как это происходит, например, с Энид.

В фильме «Среда» используются темные цвета и оттенки, чтобы передать его мрачную атмосферу и готический стиль. Хорошие контрасты создаются в различных сценах, примером чему может служить самое начало первого эпизода, когда одетый с ног до головы в черное Венсдей появляется в стандартном спортивном зале, где все и все в ярких цветах. Темнота, помимо таинственности и готики, навевает напряжение и обычно предвещает что-то плохое (особенно ночные сцены). У зрителя возникает особое ожидание, что что-то может выскочить из-за любого угла, что в то же время вызывает желание смотреть дальше, чтобы узнать, что произойдет с героями и куда приведет их история.

И последнее, но не менее важное: музыка — это элемент, который создает общую эстетику и настроение любого фильма или сериала. Саундтрек «Среды» — это работа Дэнни Элфмана и Криса Бэкона, которым удалось воссоздать характерные черты семьи Адамс через ноты. Используются классические инструменты, такие как фортепиано, виолончель и скрипка, что говорит о том, что семья предпочитает старую классику. Общий саундтрек представляет собой сочетание оригинальных инструментальных композиций Эльфмана и Бэкона в сочетании со знакомыми песнями, некоторые из которых являются «ретро» классикой и хитами, а другие — современной поп-музыкой. Каждая нота ложится точно в нужное место, создавая еще более приятные ощущения.

У каждой серии есть свое послание, и эта серия ничем не отличается от других. Венсдей Адамс всегда был ярким примером того, что мы не обязаны вписываться в чью-то форму, чтобы понравиться, и не обязаны молчать, чтобы угодить чьему-то эго. Она может быть странной в своих увлечениях и предпочтениях, но она любит себя такой, и ее не волнует мнение окружающих. Глоток свежего воздуха, который дает эта адаптация, заключается в том, что она не полагается исключительно на уже созданный образ Венсдей, а предпочитает превратить некоторые ее черты в недостатки (например, отсутствие эмпатии). Какой бы умной она ни была, не все решения, которые она принимает, правильные, и это нормально. Здесь идет речь о том, что полное подавление эмоций не приводит к добру, и что ни один человек не является непогрешимым. Тиму Бертону удается передать это, не лишая юную Адамс ее сущности. Больше посланий можно найти в общем изображении семьи Аддамс, которая, несмотря на свою причудливость, всегда и во всем поддерживает друг друга, а также в различных отношениях между персонажами, которые несут урок для каждого из них (или для каждого из нас).

Для кого-то «Среда» может оказаться очередной подростковой драмой с загадкой. Для других это может быть самое интересное, что они когда-либо видели. Независимо от личного мнения конкретного зрителя, нельзя отрицать одно — сериал является качественной адаптацией, в которой каждый найдет то, ради чего его стоит посмотреть, будь то актерская игра Дженны Ортеги, «Семейка Аддамс», драма, криминальная тайна или что-то еще. И мы лично с нетерпением ждем следующего сезона.