Как мученичество служило укреплению Церкви в первые века христианства, так и монашество стало главной опорой Церкви в последующие времена. Пройдя через различные формы в своем развитии, христианство обязано преподобному Феодосию Великому (424-529) созданием и образцовой организацией первых жилых монастырей.
Каппадокия, ставшая колыбелью восточного православного богословия благодаря благодатной работе величайших церковных учителей и святых. Отцы, передали христианству и этого великого родоначальника монашеского подвига.
Преподобный Феодосий Великий родился в селении Магарион в Каппадокии. Его благочестивые родители восприняли его появление на свет как дар Провидения и поэтому назвали его Феодосием — «данный Богом» (Богдан). Воспитанный в совершенном благочестии и просвещенный постоянным чтением Слова Божьего, юный Феодосий горел святым рвением служить Христу. Он искренне молился Богу, чтобы Он указал ему истинный путь.
В ранней юности он желал поклониться святым местам и отправился в Иерусалим. Проезжая через Антиохию, Феодосий посетил Св. Симеона Столпника, который благословил его на монашеский подвиг и предсказал, что он будет «великим пастырем словесных овец», что жизнь будущего знаменитого исповедника полностью подтвердила. Прибыв в Иерусалим в 450 году, 26-летний Феодосий захотел познакомиться с жизнью отшельников, живших в этой местности, и поселился у опытного старца Лонгина недалеко от Святого города.
Затем он переехал в новопостроенную церковь Богородицы, основанную благочестивой Гликерией, но дурная слава, которую принесли ему его строгие подвиги, тяготила его, и он уединился в Иудейской пустыне, поселившись в пещере, в которой, по преданию, однажды ночевали три волхва с Востока, пришедшие поклониться «родившемуся Царю Иудейскому» (Мф. 2:1-12).
Эта пещера стала свидетелем сверхчеловеческого подвига. Здесь, в гробнице св. Феодосий посвятил себя непрестанной молитве и неустанному созерцанию Бога. Его воздержание также было экстремальным. В течение тридцати лет он не вкушал хлеба, а питался только финиками, травой и кореньями, но даже из них он брал только столько, сколько позволяло ему не умереть от голода. Этот неземной подвиг возвысил подвижника до такого духовного совершенства, что Бог наделил его даром чудотворения и прозорливости.
Глубокое одиночество не скрывало славы великого угодника Божьего. Многие нуждались в духовном руководстве такого совершенного образца и постепенно стали селиться вокруг него. Полагаясь на волю Божию, святой старец основал в 560 году свой знаменитый монастырь, который до сих пор носит его имя и находится в 7 километрах к юго-востоку от Иерусалима.
Вскоре отшельников стало более шестисот, а по преданию, за 105 лет его жизни их число достигло шестнадцати тысяч. В монастыре Дер-Досы, который существует сегодня, есть монашеские кельи, подмонастыри для мирян, больницы и странноприимные дома.
Стс. Феодосий Великий впервые ввел общежительную форму монашества