За энергетический зефир «сезонных рабочих« — депутаты парламента «>
После серии парламентских выборов ходила шутка, что первый закон, который будет принят в Национальном собрании 49—го созыва, будет регулировать статус депутатов—сезонников с никабом.
Парламент
И как это было раньше, так и будет в ближайшее время. Лимб, в который нас загнал политический класс, неспособный ни обосновать национальные приоритеты, ни сформировать правительство для их реализации, деградирует по всем направлениям, в том числе и в энергетическом секторе.
ОТСУТСТВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ, НО ИЗБЫТОК ПОЛИТИЧЕСКОГО САМОЛЮБИЯ
Дебаты 5 мая по вопросу «Что нам теперь делать с углем и Планом восстановления и устойчивого развития?!« только усугубили ощущение того, что большинство наших членов парламента полностью игнорируют быстро меняющиеся энергетические и связанные с ними экономические и климатические реалии.
Преимущественно бессвязный и в основном неаргументированный парламентский дискурс высветил один главный факт — за редким исключением, почти никто из членов парламента не рассматривал вопросы угля с экономической точки зрения. Возникающие новые реалии рынка, в том числе через призму технологического бума и правил торговли квотами на выбросы, упоминались довольно вскользь. И все, похоже, благополучно забыли, например, что всего три года назад государство, на грани закона и в нарушение рыночных правил, выделило около 55 млн. левов на зарплату шахтерам, чтобы правительство могло уберечь себя от их гнева.
Напротив, во время дискуссий в парламенте концентрация на административно—политической стороне процесса лилась со всех сторон — видимо, с пониманием того, что рынок каким—то образом обязан соответствовать мышлению депутатов. А ведь именно рынок уже кардинально изменил ситуацию — энергетический кризис удалось сдержать, и огромные прибыли от угля прошлого года не только не повторятся, но и затраты на его использование теперь часто превышают рыночные цены на электроэнергию.
Несмотря на вышеизложенные факты, приглашенным представителям исполнительной власти неоднократно напоминали о решении парламента от января этого года, обязывающем правительство до конца марта принять меры по пересмотру Плана восстановления и устойчивости для спасения угольных станций. А попытки вице—премьера Пеканова и министра энергетики Христова привнести необходимый реализм утонули в откровенном словоблудии. Мы также увидели политическое виляние пальцами о важности угля, о ведущей роли парламента и т.д. — по сути, это была канонада общих разговоров, беззастенчивое политическое самобичевание не с аргументами, а в основном с театральным апломбом перед камерами и микрофонами. И это не вчерашний день — легкомысленно написанное решение парламента в начале этого года также не было началом этого процесса. Аналогичное решение парламента на ту же тему существует с 2020 г. Но если тогда это попахивало откровенной антиконституционностью, то решение января этого года не только «после дождя капюшон«, но и откровенно недоделанное. С одной стороны, в него пытаются косвенно вовлечь европейские институты, что само по себе совершенно нерационально; в то же время решение совершенно не вписывается ни в обязательства, взятые страной, ни в экономическую логику ситуации, ни в общеевропейские тенденции — а в энергетическом плане наша страна не является одиноким островом. Однако, что объединяет оба решения, так это послание электорату: «Посмотрите, как мы о вас заботимся«. К сожалению, результатом такой заботы стал до боли знакомый тупик, в который парламентская некомпетентность вновь завела страну.
И «бонус« в данном случае заключается в том, что существует реальная опасность, что мы потеряем не только огромные европейские средства, но и драгоценное время для реформ, которые выходят далеко за рамки проблемы угля.
И еще одно — как и во что будет вкладывать наша страна грантовые средства, контролируемые ЕС, в отсутствие четкого видения своего развития? И какой крупный инвестор придет вкладывать свои деньги в такой ситуации?! Удобно упущен еще один факт — Юго—Восточная Европа определенно не является центром инвестиционного процесса, и конкуренция за привлечение таких инвесторов будет серьезной, а с таким поведением парламента они скорее соревнуются, как их отбить.
Исходя из этого, аккуратный допрос министра Христова о его встречах для поощрения потенциальных инвестиций и вопросы о том, как ожидаемые огромные европейские фонды будут контролироваться внутри страны, звучали явно неадекватно — особенно на фоне миллиардов левов, фактически взятых у болгарского налогоплательщика на энергетические цели, которые уже давно освоены, но, очевидно, не будут учтены. К сожалению, это может происходить с благословения государственных учреждений, некоторые из которых сейчас откровенно похожи скорее на юридические крылья соответствующих политических партий, чем на контрольные структуры. Напомню в этой связи, что на фоне десятков отложенных на годы назначений большинство депутатов парламента предыдущего созыва поспешно и, возможно, незаконно сменили руководителя одного из ведущих контрольных институтов — и именно тогда, когда запахло проверками, связанными с данным поглощением.
ДЛЯ НАШИХ ПОЛИТИКОВ САМОЕ ГЛАВНОЕ — ОБРАТИТЬСЯ К ЭЛЕКТОРАТУ, ОСТАЛЬНОЕ, ВИДИМО, НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
И в этом контексте непристойное подшучивание и заигрывание некоторых депутатов с избирателями, включая гостей в зале парламента, только усилило ощущение элементарного хвастовства.
Это чувство было подчеркнуто почти единодушным парламентским набрасыванием на временное правительство. Казалось, что министры были вызваны для того, чтобы избиратели увидели корыстную критику со стороны депутатов, которые объединили все, что звучит более сексуально в энергетических терминах — от дров до «закрытия« блоков на АЭС «Козлодуй« и энергетической бедности. Конкретные ответы и четкие позиции вице—премьера и министра энергетики резко контрастировали с беспорядочной болтовней депутатов, из—за которой даже спикер парламента в какой—то момент спросил, является ли это парламентской сессией или, например, семинаром... Печальная работа!
Фактом является то, что именно это временное правительство предприняло очень серьезные и успешные шаги по стабилизации энергетического сектора в очень сложной политической и экономической обстановке. В то же время, некоторые члены парламента ругали его за недостаточные усилия, а другие утверждали, что, согласно Конституции, оно должно заниматься только выборами (что совсем не так) — очевидно, что ни о каком умиротворении не может быть и речи! Временный кабинет также подвергся критике за представление проекта концепции развития электроэнергетического сектора, а во время «семинара« его обвинили в отсутствии стратегического анализа того, что произойдет, если не будет комплекса «Марица Восток«, и т.д., и снова хочется спросить — где же были те, кто задавал вопросы, и регулярные правительства, и несколько парламентов, которые столько лет спали на эту тему!
Факт, что в объявленном видении электроэнергетики временного правительства есть спорные моменты и что оно еще не представило давно назревшие территориальные планы справедливого перехода, которые касаются угольных регионов. Но есть и тот факт, что ЕК теперь совершенно справедливо требует всеобъемлющего видения реформы, основанного на всех ожидаемых и юридически обязательных документах — Плане восстановления и устойчивости, территориальных планах справедливого перехода и Комплексном плане по энергетике и климату. В этом контексте временное правительство было посажено на приготовленный в течение многих лет омлет из павлиньих яиц, увенчанный неадекватными, но обязательными для исполнения решениями парламента — и не только по углю.
ДЕПУТАТЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСТАТЬ ОБМАНЫВАТЬ ЛЮДЕЙ
Главными жертвами такого политического поведения снова становятся граждане — как жители угольных регионов, которые беспокоятся о своих рабочих местах, так и все остальные. Зеленый переход — это факт, который реализуется бешеными темпами как во всем мире, так и в Европе — и политические иллюзии, что уголь останется, чтобы спасти нас в Болгарии, как на каком—то острове процветания, должны быть остановлены. Будущее не за углем — без целенаправленных действий мы все узнаем об этом очень болезненно. И произойдет это задолго до заветных 2038 или 2035 и т.д. годов, повторяемых как мантру людьми, которые явно очень далеки от объективного взгляда на происходящее и живут в основном с мыслью о следующих выборах. На последней европейской конференции в конце апреля этого года по справедливому переходу в угольных регионах, на которой я присутствовал лично, стало ясно, что даже Польша, которая гораздо больше зависит от угля в своем энергобалансе, чем Болгария, проводит решительные реформы, учитывая реалии.
Поэтому необходимо объяснить людям реальное положение дел и вовремя найти активные решения, в том числе с помощью предоставленных для этого европейских фондов — министры, подвергшиеся перекрестному обстрелу, также ясно дали понять это. Потому что когда карточный домик, благоухающий политическим блеском и невежеством, резко рухнет, мы еще услышим от политиков «Ну, нам очень жаль« — но жертвами станут граждане, целые регионы и экономика страны в целом. А конкуренция за деньги и инвестиции сметёт возможности для адекватного и своевременного реагирования именно там, где оно больше всего необходимо. И тогда у нашей страны прибавится еще больше показателей, по которым она окажется в хвосте европейской очереди. Подчеркну, никто не говорит о том, что завтра нужно закрывать угольные шахты и ТЭС, но думать и принимать взвешенные решения для этого момента нужно уже сейчас, они даже назрели.
Я неоднократно и официально в письменном виде призывал и председателей различных форматов Национального собрания, и политиков сосредоточиться на реалиях — на экспертном уровне они получали и будут получать другие конкретные анализы и предложения. Стратегические решения в конечном итоге все равно будут за парламентом, но реализм необходим, причем для развития энергетического сектора в целом — для угля, для газа, для нефти, для ядерной энергетики и т.д. Однако для большинства в Национальном собрании 48—го созыва было важнее потерять три месяца на очередную прополку Избирательного кодекса, чем, например, структурировать стратегическое видение сектора и создать правовую базу для его реализации. А новоизбранный председатель парламента в одном из своих первых заявлений упомянул, что Избирательный кодекс все еще нуждается в изменении... — вот вам и политические приоритеты!
На самом деле, именно политики должны наконец спуститься на землю, сказать правду об угле, приняв экономически, а не политически обоснованные решения, соответствующие реалиям ситуации, а не в очередной раз погрязнуть в своей неадекватности, уклоняясь от их принятия в надежде, прежде всего, получить чей—то и еще один голос на следующих выборах.
***
Славчо Нейков, эксперт по энергетике
Все высказанные мнения являются сугубо личными.