Ваня Григорова: Почему необходимо повысить НДС для ресторанов

Ваня Григорова: Почему необходимо повысить НДС для ресторанов

Ваня Григорова — экономист, профсоюзный деятель и гражданский активист. Экономический советник президента профсоюза «Подкрепа». Окончила UNWE. Президент ассоциации «Солидарность Болгарии».

— Г-жа Григорова, избирательная кампания почти закончилась. Как вы думаете, повлияет ли сама кампания, а затем и решения будущих правителей на все экономические и бизнес-проблемы, с которыми мы сталкиваемся?

— Я боюсь, что разговоры и темы, которые поднимаются в ходе избирательной кампании, не имеют ничего общего с жизнью болгарских граждан. Я боюсь, что следующее правительство будет сосредоточено на геополитической турбулентности и никоим образом не будет сосредоточено на нуждах, например, рабочих. И это особенно тревожно. Единственное более четкое послание, которое я слышу в дебатах между претендентами, — как сохранить консервативную политику, чтобы дефицит не увеличивался. Я указываю, что консервативная политика и консервативные меры означают меньшие расходы бюджета, что означает меньше денег на общественные сферы, включая

меньше денег на зарплаты, пенсии

и т.д., хотя министром финансов было сделано уточнение, что ежегодное обновление пенсий, предусмотренное Кодексом социального обеспечения, будет производиться с 1 июля этого года.

— А что касается минимальной заработной платы, как обстоят дела с этим вопросом, ведь мы часто видим споры между работодателями и профсоюзами по этому поводу?

— В настоящее время текст Трудового кодекса не допускает переговоров между работодателями и профсоюзами, что неправильно. Это, вероятно, будет изменено. В настоящее время в тексте указано, что минимальная заработная плата составляет 50% от средней и балла. Этого не может быть, потому что, в конце концов, минимальная заработная плата — это базовый показатель, который должен быть предметом переговоров между социальными партнерами. Поэтому запись в Трудовом кодексе должна гласить, что минимальная зарплата должна составлять не менее 50% от средней. А дальше — по мере согласия социальных партнеров, конечно, вместе с правительством. Возможно ли, чтобы минимальная зарплата составляла 940 левов? Вполне возможно. Это примерно в пределах ожиданий для средней зарплаты, потому что вы знаете, что основа для расчета средней зарплаты в связи с записью в Трудовом кодексе гласит, что она берется из двух последних кварталов предыдущего года и двух первых кварталов нового года. Чтобы было понятнее — зарплата с января 2024 года рассчитывается на основе средней зарплаты за вторую половину 2022 года и первую половину 2023 года. Поскольку первая половина 2023 года еще не истекла, делается оценка того, какой будет средняя зарплата, и рассчитывается минимальная зарплата на 1 января 2024 года. Достаточно ли этого — другой вопрос.

— Вы сказали, что с самого начала были против налоговых льгот для рестораторов, потому что они не облегчали положение домохозяйств. Почему вы так считаете?

— В итоге

питание в общественных заведениях не является услугой по необходимости

Можно купить ингредиенты и готовить дома, а не отдавать 15 левов за пиццу в ресторане. Именно поэтому мы были против введения сниженного НДС для ресторанов, и это касается пива и так далее — они определенно не являются предметами первой необходимости. В противном случае было ясно, что там не может быть никакого контроля над ценами, чтобы гарантировать, что снижение НДС будет отражено в конечной цене, которую платит потребитель. Таковы были наши соображения, когда мы сопротивлялись введению сниженного НДС для ресторанов. С другой стороны, я должен отметить, что Комитет поддержки был частью инициативы граждан по одному из требований о снижении НДС на товары первой необходимости. И мы продолжаем придерживаться этой позиции по сей день. Поэтому мы считаем правильной предложенную Министерством финансов меру — отменить льготный НДС для ресторанов и сохранить его для хлеба, муки и других подобных продуктов.

— Достаточно ли увеличения пособий на проезд?

— Суточные для поездок внутри страны, по нашему мнению, в настоящее время являются удовлетворительными. Проблема заключается в том, что после 15 лет замораживания в настоящее время не предусмотрено никакого механизма для обновления размера надбавок на командировки. Это означает, что через два-три года эта ставка снова будет устаревшей, потому что инфляция растет, цены растут, а никакой деловой связи с каким-либо реальным показателем, который бы впоследствии обновлял эту ставку, нет. В противном случае, в дополнение к двойному увеличению, был принят текст, который позволяет еще одно увеличение, двойное, т.е. с 40 до 80 левов в день, когда командированный прибывает в соответствующее место. В настоящее время эта сумма является удовлетворительной. Проблема в том, что не было механизма ее обновления. Однако с пособием для экспатриантов дело обстоит иначе. Этот механизм был разработан Министерством финансов; социальные партнеры не участвовали в разработке положения. Они приняли продуманные меры для того, чтобы

не увеличивать слишком сильно миссию за рубежом

и мы считаем, что они не отражают рост цен в полном объеме. Отставание здесь больше, чем для внутренних деловых поездок. Если для внутренних командировок обновление не проводилось в течение 15 лет, то для зарубежных командировок нынешние суммы действуют с 2004 года. С тех пор надбавки на командировки не обновлялись, и на самом деле время для составления таких сумм, которые бы реально отражали потребность в средствах на содержание командированных за границу, было упущено. Здесь я должен сделать общий вывод. Есть сектора, где вместо зарплаты выплачиваются деньги в виде командировочных надбавок. Это особенно распространено в случае с водителями-международниками, где люди работают на минимальную зарплату, а остаток получают в виде надбавок на проезд. Это огромная проблема как для работников, так и для системы социального обеспечения страны, поскольку получается, что в конце трудовой жизни эти люди получают минимальную пенсию, потому что застрахованы на минимальную зарплату. То же самое происходит и в строительном секторе. Мы обращали внимание на эту проблему, и, к сожалению, целью открытия этих двух нормативных актов было не принятие мер по минимизации неформального сектора, а только увеличение размера пособия на переезд. Частично это удалось сделать в отношении надбавок на внутренние командировки, но не в отношении надбавок на зарубежные командировки.