Дефицит казначейства покрыт в июне, а профицит (идет) вверх

Дефицит казначейства покрыт в июне, а профицит (идет) вверх

Согласно предварительным данным и оценкам, Министерство финансов (Минфин) ожидает, что к концу июля 2023 года сальдо бюджета в рамках консолидированной бюджетной программы (КФП) будет положительным в размере около 0,5 млрд. левов (0,2% от прогнозируемого ВВП).

Ротационное правительство

Минфин также сообщил о достижении ЦФО за июнь, сообщив о полной компенсации дефицита за первые пять месяцев года и выйдя в плюс по итогам полугодия — в размере 178 млн. левов.

Улучшение бюджетной позиции продолжилось в июле и в основном связано с доходной частью бюджета, отмечает Минфин.

В конечном итоге фискальный резерв по состоянию на 30 июня 2023 года составляет 12,9 млрд. левов.

КФП (консолидираният бюджет) съдържа публичните разходи, като освен републиканския бюджет, в нея влизат още бюджетите на съдебната власт, общините, на ДОО, НЗОК, ВУЗ, БАН, БНР, БНТ, както и приходите и разходите по извънбюджетните сметки и фондове към министерства и ведомства, както и европейските средства.

Что касается налоговых поступлений в ЦФО, то поступления от прямых налогов, взносов на социальное и медицинское страхование и прочих налогов растут хорошими темпами, а отставание по косвенным налогам от предыдущих месяцев постепенно наверстывается, и к концу июля они номинально приблизились к показателям за аналогичный период прошлого года, отметили сегодня в Минфине.

Основной вклад в улучшение косвенных налогов вносят поступления НДС от внутриобщинных закупок (когда НДС взимается в стране потребления товаров — б.р.). Поступления импортного НДС по-прежнему зависят от цен на нефть, импортируемую для переработки, курса доллара США и количества импортируемых товаров, облагаемых НДС, включая сырую нефть.

На сопоставимой основе неналоговые доходы также продемонстрировали рост, в основном за счет увеличения доходов и поступлений от продажи недвижимости, доходов от сборов, штрафов, пеней и штрафных санкций, доходов от продажи квот на выбросы парниковых газов и прочих доходов, в то время как доходы в части квот были ниже, чем за семь месяцев предыдущего года.

Вот основные параметры ЦФО по предварительным данным и оценкам

Доходы, помощь и пожертвования по ЦФО на июль 2023 года составили 37,4 млрд. левов и увеличились на 3,6 млрд. левов (10,6%) по сравнению с данными на конец июля 2022 года. Налоговые поступления по ЦФО номинально увеличиваются на 2,7 млрд. левов (10,5%) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, неналоговые — на 1,3 млрд. левов (21,9%), а поступления в части помощи и пожертвований (в основном грантов по программам и фондам ЕС) — ниже на 0,4 млрд. левов.

Расходы по консолидированной бюджетной программе (включая вклад Республики Болгарии в бюджет ЕС) на июль 2023 г. составляют 36,9 млрд. левов. Для сравнения, расходы по КФП на июль 2022 года составляли 32,3 млрд. левов, то есть в номинальном выражении они растут на 14,4%. По отдельным показателям расходов наиболее существенно увеличиваются расходы на пенсионное обеспечение, а также в части расходов на персонал, капитальных расходов и др.

Часть взноса Республики Болгария в бюджет ЕС, выплачиваемая до 31.07.2023 г. из центрального бюджета, составляет 0,99 млрд. левов, что соответствует действующему законодательству в области собственных средств ЕС.

Реализация ОФП по состоянию на 30 июня 2023 г.

Исходя из данных ежемесячных отчетов о кассовом исполнении бюджетов главных уполномоченных, сальдо КФП на кассовой основе на конец июня 2023 года является положительным в размере 177,7 млн. левов (0,1% от прогнозного ВВП) и формируется за счет превышения доходов над расходами по национальному бюджету в размере 167,4 млн. левов и по фондам ЕС в размере 10,2 млн. левов.

Улучшение бюджетной позиции в июне происходит в основном за счет доходной части, что обусловлено в основном следующими источниками:

Таким образом, дефицит за первые пять месяцев года был полностью компенсирован в июне, и бюджетный баланс CFP по итогам полугодия является положительным, подчеркивают в Минфине.

Доходы и расходы за полугодие

Доходы, помощь и пожертвования в рамках CFP по состоянию на июнь 2023 года составляют 31 404,0 млн. левов. Поступления увеличились на 3 156,1 млн. левов (11,2%) по сравнению с поступлениями на июнь 2022 года. Номинально налоговые и неналоговые поступления по ДФП увеличились на 3 370,9 млн. левов, а поступления в части помощи и пожертвований (в основном грантов по программам и фондам ЕС) снизились на 214,8 млн. левов по сравнению с данными за аналогичный период предыдущего года.

Налоговые поступления (включая поступления от взносов на социальное обеспечение) составили 24 580,4 млн. левов. Поступления от налогов и социальных взносов увеличились на 2 341,4 млн. левов (10,5%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив 78,3% от общего объема поступлений в ЦФП за этот период. Поступления от прямых налогов составили 4 946,1 млн. левов, увеличившись на 634,8 млн. левов (14,7%) по сравнению с уровнем, зафиксированным по состоянию на июнь 2022 года. Доходы от косвенных налогов (в основном НДС) составили 10 454,4 млн. левов (снижение на 95,4 млн. левов, 0,9%, по сравнению с данными на июнь 2022 года). Доходы от прочих налогов (включают прочие налоги, предусмотренные Законом о подоходном налоге, имущественные и прочие налоги) составили 1 720,6 млн. левов (включая 676,6 млн. левов целевых отчислений в Фонд безопасности электроэнергетической системы), что на 806,5 млн. левов больше, чем в июне 2022 года. Доходы от взносов на социальное и медицинское страхование составили 7 459,3 млн. левов, что на 995,5 млн. левов (15,4%) больше, чем за тот же период 2022 года.

Неналоговые доходы составляют 5 620,8 млн. левов (рост на 1 029,5 млн. левов, 22,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.) и формируются в основном за счет поступлений от государственных, муниципальных и судебных сборов, доходов и поступлений от собственности, доходов от концессий, доходов от продажи квот на выбросы парниковых газов и др. В июне были получены доходы (в размере 384,5 млн. левов) от Европейского инвестиционного банка за проекты, финансируемые Фондом модернизации. Поддерживаемые проекты относятся к области производства электроэнергии из возобновляемых источников, модернизации энергетических сетей и энергоэффективности. Получено финансирование на модернизацию распределительной сети в Болгарии с целью ускорения электрификации транспорта, внедрение решений по хранению энергии, декарбонизацию и децентрализацию потребления и производства электроэнергии. Фонд модернизации финансируется за счет поступлений от аукционов по продаже квот на выбросы в рамках Схемы торговли выбросами ЕС и призван поддержать переход к климатической нейтральности в десяти странах ЕС с низким уровнем доходов. В число стран-бенефициаров входят Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия. Что касается неналоговых поступлений, то в июне было получено 407,0 млн. левов дохода в виде дивидендов в пользу государства от государственных предприятий.

Доходы от помощи и пожертвований составили 1 202,7 млн. левов.

Расходы CFP (включая вклад Республики Болгарии в бюджет ЕС) на июнь 2023 г. составляют 31 226,3 млн. левов. Для сравнения: в июне 2022 г. расходы CFP составляли 27 071,9 млн. левов. В номинальном выражении расходы увеличились на 4 154,4 млн. левов (15,3%) по сравнению с полугодием 2022 года. По отдельным показателям расходов наиболее существенно увеличились расходы на пенсионное обеспечение (2 081,1 млн. левов), а также расходы на персонал (1 044,8 млн. левов), капитальные расходы (673,4 млн. левов) и другие. Увеличение расходов связано с принятием законодательных актов, в том числе с изменениями в пенсионной сфере, действующими программами по выплате компенсаций потребителям электроэнергии, погашением обязательств по бюджету Министерства регионального развития, принятием решений о повышении заработной платы в ряде администраций и др.

Непроцентные расходы составили 30 029,0 млн. левов (рост на 4 158,5 млн. левов, 16,1% по сравнению с июнем 2022 года). Текущие непроцентные расходы составили 27 820,5 млн. левов. Капитальные расходы (включая чистый прирост государственного резерва) составили 2 175,1 млн. левов. Текущие и капитальные трансферты за рубеж составили 33,5 млн. левов. Процентные платежи составили 349,7 млн. левов (снижение на 39,0 млн. левов, 10,0% г/г).

Доля взноса Республики Болгария в бюджет ЕС, выплачиваемая до 30.06.2023 из центрального бюджета, составляет 847,6 млн. левов, что соответствует действующему законодательству в области собственных средств ЕС.

Размер фискального резерва на 30 июня 2023 года составляет 12,9 млрд. левов, включая 12,5 млрд. левов депозитов фискального резерва в БНБ и банках и 0,4 млрд. левов дебиторской задолженности фондов Европейского союза по сертифицированным расходам, авансам и др.