Мода на фоне климата

Мода на фоне климата

Индустрия моды занимает второе место в мире по загрязнению окружающей среды после нефтяной, выбрасывая в атмосферу около 10% углекислого газа, истощая водные источники и загрязняя реки.

Борясь с проблемой, в 2009 г. Датский институт моды провел в Копенгагене один из первых саммитов по устойчивой моде, приуроченный к саммиту ООН COP15. Тринадцать лет спустя почти все модные бренды, от мейнстрима до класса люкс, теперь ставят в своих стратегических планах цели по устойчивому развитию и обещают сократить выбросы. Многие сайты в мире моды теперь говорят о целях ESG (environmental, social and governance) и достижении углеродной нейтральности, а тексты на эту тему часто приближаются по объему к небольшому роману. Но что стоит за этими целями и попытками создать устойчивую моду, и можно ли ожидать чего-то большего, чем просто очередная модная тенденция?

В последние годы мода обогатилась новыми терминами. Заговорили об органических тканях и устойчивой моде, о стандартах качества, связанных с защитой окружающей среды, даже о регенеративной моде, в которой используются только материалы из экологически чистого сельского хозяйства. В 2018 году РКИК ООН (орган Организации Объединенных Наций по изменению климата) опубликовала Хартию индустрии моды для действий в области климата, частью которой стала цель достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году.

В прошлом году на конференции COP26 в Глазго хартия была обновлена и поставила задачу сократить выбросы вдвое к 2030 г., после чего около 150 брендов и поддерживающих их организаций официально подтвердили, что они принимают эту цель как свою собственную и будут придерживаться ее в своей политике. Помимо этой глобальной, но пока еще довольно желаемой цели, в мире существует множество других инициатив по снижению выбросов парниковых газов от индустрии моды и текстиля. Например, в 2019 году президент Франции Эммануэль Макрон совместно с Франсуа-Анри Пино (генеральный директор Kering) создали Пакт моды, связанный с задачей углеродной нейтральности «C.E.O. Carbon Neutral Challenge», который, в свою очередь, был инициирован Марко Биззарри из компании Gucci. Уже в 2011 году была введена система Higg Index, которая измеряет воздействие на окружающую среду (потребление энергии; парниковые газы; вода; сточные воды; загрязнение воздуха; утилизация отходов; выбросы химических веществ) и социальные последствия на протяжении всего жизненного цикла одежды и обуви. Этот индекс был внедрен крупнейшими мировыми брендами одежды и розничными компаниями, в том числе Walmart и Patagonia, и считается наиболее надежным в данной области.

Такие индексы, как Higg, оказываются чрезвычайно полезными не только для конечного потребителя, но и в качестве инструмента, побуждающего компании улучшать условия производства одежды, обуви и тканей. По мнению практикующего специалиста по устойчивой моде Невены Николовой, которая выступила гостем 14-го эпизода подкаста Мэгги Малеевой «Анонимные кондиционерщики», чем дешевле товар, тем больше кто-то где-то заплатил за его цену, и поэтому такие метрики имеют смысл. Другой важной темой для индустрии моды и текстиля, по ее словам, является транспорт. «Транспорт перемещается по миру различными путями и маршрутами, и чем дешевле товар, тем больше вероятность того, что он несколько раз обогнул земной шар», — говорит Невена Николова.

Несмотря на все преимущества модных индексов, демонстрирующих бережное отношение к природе и климату, серьезной проблемой для них, как и для большинства подобных инициатив, является так называемый greenwashing. По мнению Невены Николовой, мы должны крайне критически относиться ко всему, что объявляется «зеленым». «Меня не впечатляют так называемые органические или экологически чистые ткани, потому что они опять же означают производство ткани, которая должна быть пропущена через технологический цикл, который не может быть безотходным», — добавляет модельер. По ее словам, самое главное на данный момент — работать над снижением потребления, а не над стандартами качества и выбросов. «Важно понять, можем ли мы ограничить покупку даже изделий из органических тканей», — добавляет Невена.

Отходы — одна из главных проблем индустрии моды, которая неизбежно связана с уровнем выбросов парниковых газов. По данным отчета ЕЭК ООН за 2018 год, 85% всей текстильной продукции ежегодно отправляется на свалку. Согласно другим статистическим данным, каждые пять минут в мире выбрасывается около 10 000 единиц одежды, а в одних только США объем текстильных отходов, по данным Агентства по охране окружающей среды, с 1960 по 2015 год увеличился более чем на 800%.

По мнению Невены Николовой, корень этой проблемы лежит в так называемой быстрой моде, цель которой — купить и произвести как можно больше. «Быстрая мода — это необыкновенный манипулятор. Она перепроизводит, чтобы создать избыточное предложение и тем самым логически увеличить вероятность того, что ее продукцию купят. Ее поведение априори порочно, поскольку производится больше, чем может быть потреблено. Чем больше товаров производится, тем больше падает их цена, но, к сожалению, они производятся в местах с нечеловеческими условиями труда», — делится своими впечатлениями Невена.

Однако в то же время именно быстрая мода в последние годы получила наибольшее развитие, и сколько бы ни вводилось индексов, стандартов и глобальных целей по углеродной нейтральности, она не останавливается ни перед чем, а устойчивое развитие остается скорее в области желаемого. По мнению Невены Николовой, причина в том, что такая мода создает ощущение легкости, дает возможность очень быстро и легко принять решение о покупке вещи и не носить ее, потому что она не так сильно связана ни с ценой, ни с качеством, ни с удобством ношения. Более того, машина создана для того, чтобы заставить вас покупать снова, и закручивается порочный бесконечный круг, в который втягиваются все новые и новые люди. Один из самых ярких примеров последних лет — гигантская компания «быстрой моды» Shein, которая в ходе последнего раунда финансирования была оценена в 100 млрд. долл. Несмотря на то, что с конца прошлого года в компании назначен руководитель по ESG, ее бизнес-модель построена на чрезмерном потреблении, и она выбрасывает в атмосферу значительное количество парниковых газов.

Однако, несмотря на то, что в индустрии моды всплывает множество серьезных проблем, есть и немало положительных моментов. Так, например, в этом году ожидается, что Европейская комиссия примет более активное участие в борьбе с «зелеными» и объявит о своей инициативе по обоснованию экологических претензий. Ее цель — обязать компании различных сфер деятельности подкреплять свои заявления о «зелености», «экологичности», «регенеративности» и т.п. продукции фактами, методиками и конкретными целями. Другая хорошая новость заключается в том, что, какой бы абстрактной ни была проблема изменения климата, мода — это та область, на которую каждый из нас может повлиять, причем очень простым способом — просто меньше потребляя.

Весь разговор Магги Малеевой с Невеной Николовой вы можете увидеть в 14-м эпизоде подкаста «Анонимные кондиционеры».

//www.youtube.com/embed/AKLaQhgo7gw