Ализан Яхова: Сельское хозяйство находится в кризисе, необходимы срочные меры«>
— Г—жа Яхова, по инициативе МРФ парламент заслушал министра сельского хозяйства Кирила Ватева и провел дебаты о политике правительства по развитию и защите сельскохозяйственного производства в Болгарии, которое обеспечивает товары первой необходимости, такие как хлеб, молоко и молочные продукты, мясо, фрукты и овощи. Каковы результаты и что дальше?
— Дебаты на пленарном заседании состоялись по инициативе группы MRF и были посвящены теме развития и защиты сельскохозяйственного производства в Болгарии. Она была направлена на то, чтобы поднять проблемы фермеров, а также отреагировать на проблемы мелких и маргинальных фермеров в стране.
— Что показывают данные, представленные министром сельского хозяйства?
— Отвечая на вопрос депутата от МРФ доцента, профессора, д—ра Джевдета Чакарова, министр Кирилл Ватев представил данные, которые показывают ситуацию в первичном сельскохозяйственном производстве и производстве продуктов питания на сегодняшний день. Сельское хозяйство играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности любой страны. Для МРФ сельское хозяйство должно стать национальным приоритетом. Как я сказал в своем выступлении во время дебатов.
Сельское хозяйство находится в серьезном кризисе, и стратегическая важность сектора требует диалога и единства в поиске решений проблем болгарских фермеров.
Кавказский кризис и военные действия в Украине серьезно повлияли на сельское хозяйство как отрасль, где все чаще встает вопрос об обеспечении продовольственной безопасности и независимости. Это требует сохранения сельскохозяйственного производства и развития сельского хозяйства.
— Каковы пути преодоления кризиса?
— Одним из них является Стратегический план развития сельского хозяйства и сельских территорий в Болгарии на период 2023—2027 годов. В нем изложены основные направления экономической поддержки фермерских хозяйств через прямые выплаты и развитие сельских территорий, а также экологические и климатические мероприятия.
Изменение Стратегического плана неизбежно для того, чтобы адаптировать его к новым вызовам. Следует также отметить, что наша страна разработала свой стратегический план для КПД без отражения последствий событий, связанных с военными действиями в Украине.
— Поправки к плану стали предметом обсуждения с тех пор, как его окончательный вариант был отправлен в Брюссель в ноябре 2022 года.
— Именно так. Уже тогда представители секторов животноводства и растениеводства выразили свое недовольство распределением средств и ставками, установленными в Стратегическом плане. На данный момент реализация кампании прямых выплат 2023 года показывает, что есть фермеры, которые не смогут воспользоваться включенными в нее мероприятиями, поскольку расходы, которые им придется произвести для выполнения требований, значительно превышают сумму компенсационного платежа, который они получат. Поднимается и ряд других вопросов, таких как применимость Стандартов хорошего состояния сельского хозяйства и окружающей среды в наших условиях, применимость эко—схем. Насколько мне известно, в план включены эко—схемы, которые не являются работоспособными. Несколько дней назад Европейская комиссия опубликовала сравнительный анализ планов стратегической реализации CAP и их эффективного вклада в достижение целей ЕС, который показывает, что Болгария находится среди стран с самой низкой интенсивностью годового финансирования на гектар используемой сельскохозяйственной площади. При среднем показателе 352 евро на гектар в год, интенсивность в нашей стране ниже 250 евро.
Следует также принять во внимание оценку Комиссией актуальности мероприятий, предусмотренных болгарским стратегическим планом, и распределение финансирования, а именно то, что интеграция между эко—схемами и другими мероприятиями относительно низкая, и что финансирование распределено на большое количество мероприятий (около 99), при этом на некоторые из них выделено относительно мало средств, что создает риск распыления поддержки и недостижения цели.
— Какова рекомендация ЕК?
— Двигаться в направлении дальнейшей консолидации мероприятий.
Процесс внесения изменений в Стратегический план начался 21.12.2022 года, когда Комитет по сельскому хозяйству, продовольствию и лесному хозяйству 48—го Национального собрания принял Решение о внесении изменений в Стратегический план развития сельского хозяйства и села. Было много предложений по изменению плана, и у каждого сектора есть свои запросы на изменения, и они обоснованы. Процедура должна продолжаться формально с конкретными действиями Органа управления Стратегического плана, при участии всех заинтересованных сторон, без противодействия со стороны секторов и правительств.
— Каковы ваши первые впечатления от работы нового руководства Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Будет ли вестись диалог с отраслью?
— Я ожидаю, что диалог состоится. Более того, я надеюсь, что он приведет к более справедливому распределению ресурсов, основанному на достоверных данных и анализе потребностей.
— Какие изменения должны быть внесены в Стратегический план развития сельского хозяйства для обеспечения поддержки мелких фермеров?
— Предложений много. В основном они направлены на адекватное распределение пакета для так называемых эко—схем, который составляет 25% средств на прямые выплаты, в том числе в пользу производственных территорий, а также на перерасчет суммы выплат по эко—схемам. Серьезным предложением является включение постоянных культур и тепличного производства для поддержки в рамках некоторых эко—схем.
— Что предлагается для сектора животноводства?
— Увеличение ставок, а также поднят вопрос о модуляции в некоторых эко—схемах. Изменения также должны повлиять на требования к реализации эко—схем, тем самым повысив интерес к ним.
По решению ГК в течение двух месяцев должен быть представлен проект распределения средств, предусмотренных на мероприятия в Стратегическом плане, который должен быть должным образом обоснован. Рекомендуется, чтобы Орган управления подал запрос на внесение изменений в Стратегический план в Комиссию в течение этого срока. Разумеется, это должно быть сделано в соответствии с требованиями Статьи 119 Регламента (ЕС) № 2021/2115. Комиссия должна не позднее, чем через три месяца после подачи запроса, одобрить внесение изменений в стратегический план КПД нашей страны, что, с учетом любых замечаний и предоставления дополнительной информации, будет означать, что к концу этого года изменения вступят в силу. Они вступят в силу с 01.01.2024 года.
Любая задержка с представлением запроса в Брюсселе будет означать, что следующая кампания в 2024 году будет проходить по действующим текстам плана.
Эти сроки в пользу болгарских фермеров вполне достижимы, поскольку на первом заседании Комитета по мониторингу Стратегического плана, состоявшемся 5 июня 2023 года, началось обсуждение предложений, полученных от Комитета по сельскому хозяйству, продовольствию и лесному хозяйству Народного собрания предыдущего созыва, а также от отраслевых организаций и заинтересованных сторон.
— Сколько заводчиков остаются без государственной помощи?
— Фермеры, содержащие на ферме от 6—8 коров и их потомство, которые подпадают под категорию «малые хозяйства«, остаются вне сферы действия государственной помощи «Помощь для поддержки ликвидности фермеров для преодоления негативного экономического влияния российской агрессии против Украины«, которая предоставляется в текущем 2023 году. Согласно определению, малое фермерское хозяйство имеет ГП в размере от 8 000 до 30 000 евро.
Исходя из последних данных Министерства сельского хозяйства о количестве животных в Болгарии, это означает, что только 26,9% ферм с молочными коровами в Болгарии подлежат поддержке в рамках данной государственной помощи. Остальные 73,1% с поголовьем до 9 животных остаются вне сферы поддержки. Это 1 531 ферма, которая не подлежит поддержке.
— В течение шести месяцев министерство сельского хозяйства также должно представить в Национальное собрание план восстановления ирригационных систем, а также механизм обеспечения фермеров ирригационной водой по доступным ценам. В чем заключается проблема и как ее можно решить?
— Модернизация, восстановление и обновление ирригационных систем необходимы для обеспечения продовольственной безопасности и экономической стабильности фермеров; они являются стратегической частью сельского хозяйства. Состояние ирригационной инфраструктуры страны является критическим, при этом используется от 4 до 8%. Глобальная продовольственная цепочка зависит от наличия достаточного количества воды для выращивания сельскохозяйственных культур. Орошаемое сельское хозяйство означает более высокую урожайность, сокращение использования пестицидов и удобрений. Реализация такого плана окажет положительное влияние на весь сельскохозяйственный сектор, повысит конкурентоспособность болгарских фермеров и окажет серьезное влияние на производство фруктов и овощей. Это также соответствует целям «Зеленого курса« и стратегии ЕК «От фермы к столу«. К сожалению, возможность финансирования восстановления ирригационных систем в Болгарии была исключена из Плана восстановления и устойчивого развития. Это были средства на реконструкцию, восстановление и модернизацию государственного гидромелиоративного фонда в Болгарии для устойчивого управления водными ресурсами и адаптации к изменению климата. Это снижает шансы на восстановление ирригационных систем в стране. Цель подготовки такого плана была бы важным шагом на пути к аккумулированию всех средств и ресурсов для его реализации.
— В последние дни появились очень тревожные данные о банкротстве коровьих ферм из—за низкой закупочной цены на молоко. Парламент, по инициативе МРФ, обязал Министерство сельского хозяйства в течение трех месяцев представить конкретные меры по национальной поддержке уязвимых секторов — молока, мяса, фруктов и овощей, а также меда. Какими должны быть эти меры?
— Предоставление национального финансирования в форме государственной помощи имеет решающее значение, поскольку оно может охватить те области, которые исключены из Стратегического плана, особенно малые и некоторые мелкие фермерские хозяйства.
В проекте закона о бюджете государственного социального страхования на 2023 год предусмотрено, что с 1 августа 2023 года минимальный доход социального страхования для самозанятых лиц, фермеров и табаководов увеличится с 710 левов до 780 левов. Это коснется почти 35 800 фермеров, которые будут обречены на банкротство, поскольку в большинстве случаев стоимость взносов на социальное обеспечение, которые они должны будут платить, превышает доход от их сельскохозяйственной деятельности. Именно национальная поддержка является тем инструментом, который позволит компенсировать этим хозяйствам увеличение их расходов.